В Национальной доктрине развития образования становится задание постоянного обновления содержания образования и учебно-воспитательного процесса. Определена роль гуманитарных дисциплин в духовном росте школьников и цель литературного образования, которая заключается во введении учеников в мир прекрасного, приобщении к национальному и мировому искусству слова, воспитании потребности в чтении, интереса к художественному слову, формировании высоких эстетических вкусов, способности творчески воспринимать прочитанное, способствовать воспитанию духовно богатого, самоотверженного гражданина.
Поскольку обществу сегодня необходима гармонично развитая личность, перед всей школой стоит задача её воспитать. Миссия школы заключается в том, чтобы помочь каждому ребенку осознать смысл своей жизни, определить ориентиры собственного будущего. Поэтому на уроках учитель должен давать не просто сумму знаний, а сформировать жизненную компетентность как способность личности к оптимальным действиям, которые базируются на знаниях, опыте, ценностях, полученных благодаря знаниям.
Ориентация на такие особенности современного учебно-воспитательного процесса обусловливает выбор учителем интерактивных технологий обучения, использование которых даст возможность подготовить молодого человека к социальной активности в обществе.
Цель данной работы состоит в том, чтобы показать, как использование интерактивных технологий на уроках литературы способствует активизации внутренних резервов учеников, реализации их природных особенностей, стимулирует самостоятельное мышление. Интерактивные уроки способствуют формированию у учеников основных познавательных умений и навыков, дают примеры моделей поведения в разных жизненных обстоятельствах.
Здесь представлены примеры использования различных интерактивных упражнений на уроках литературы, упражнения – это способ создания творческой атмосферы на уроке, они дают возможность полнее реализовать личностно ориентированное обучение. В работе последовательно доказывается, что использование интерактивных технологий способствует повышению читательской и речевой культуры, формированию умений самостоятельного анализа учебного материала и собственной учебной деятельности, учитель имеет возможность рационально распределить свое время на уроке и подготовить помощников для реализации заданий на уроках.
Задача данной работы – рассмотреть современные методы интерактивных технологий преподавания литературы.
При написании работы я использовала научно-методическое пособие «Современный урок. Интерактивные технологии обучения» под редакцией доктора педагогических наук, профессора О.И.Пометун. Это пособие знакомит с новейшими подходами организации обучения, которые помогут учителю сделать процесс обучения интересным, разнообразным, эффективным, демократичным. Авторы пособия предлагают интересную классификацию технологий интерактивного обучения и приводят использование этих технологий на уроках.
В работе также использованы материалы из научно-методического пособия «Образовательные технологии» под редакцией доктора педагогических наук Пехоты Е.Н. Авторы дают короткую характеристику образовательных технологий. Раскрывают дидактические возможности и особенности их организации, рассматривают отечественный и зарубежный опыт использования образовательных технологий. Один из разделов пособия посвящен технологии организации групповой учебной деятельности школьников.
Третьим источником для написания моей работы послужила книга – методика «Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность». Автор книги, Гин Анатолий Александрович, адресовал ее учителям-практикам. В ней содержатся опробованные и четко сформулированные приемы управления классом, поддержания дисциплины и внимания; технологии организации традиционных и нетрадиционных форм работы на уроке, взаимопомощи учеников; приемы обеспечения эффективной проверки знаний. А также дидактические приемы: как заинтересовать учеников лекцией, нескучно повторить основной материал темы, поддержать интерес к учебной проблеме, научить грамотно строить свою речь при ответе. В книге можно найти приемы организации труда учителя.
В работе также использованы материалы учебного пособия для вузов «Педагогические технологии», составленного преподавателями кафедры педагогики Волынского государственного педагогического университета имени Леси Украинки. В этом пособии на основе обобщения педагогической практики раскрываются разнообразные проблемы и аспекты воспитания. Много внимания уделено вопросам становления учителя, овладения секрета педагогического мастерства.
Таким образом, в работе представлена суть интерактивной технологии и методы использования этой технологии на уроках литературы. Использование технологий интерактивного обучения – это реальная возможность выполнить современные требования к обновлению содержания и форм обучения в школе.
Это интересно
Принципы воспитания детей японского общества
Не надо быть сверхнаблюдательным, чтобы заметить: Япония - страна детей. Точнее, страна, где царит культ детей. Ребятня здесь, без всяких оговорок, - самый привилегированный класс. Симпатичных, словно с картинки, нарядно одетых детишек можно встретить везде - родители берут их с собой в храмы, таск ...
Понятие и сущность учебной мотивации
Любая деятельность, в том числе и учебная, состоит из трёх частей: ориентировочно-мотивационной, операционально-исполнительской и рефлексивно-оценочной. Первая из названых частей, т.е. мотив, всегда рассматривается как основа деятельности; отсутствие её превращает деятельность в хаотическое скоплен ...
Психолого-педагогические особенности слабослышащих учащихся
Развитие всех детей происходит неравномерно, что обусловлено активным созреванием определенных отделов мозга в разные периоды жизни детей, а также тем, что одни психические функций формируются на основе других, ранее сформировавшихся. На каждом возрастном этапе происходит перестройка межфункциональ ...