pedagogyreview
Разное по педагогике » Связная речь слабослышащих дошкольников

Связная речь слабослышащих дошкольников

Особенности развития связной речи изучались Л.С. Выготским, А.М. Леушиной, Ф.А. Сохиным и другими специалистами в области психологии и методики развития речи. По определению С.Л. Рубинштейна, связной называет такую речь, которая может быть понята на основе ее собственного предметного содержания. В овладении речью, считает Л.С. Выготский, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее - к простой фразе, еще позже - к сложным предложениям. Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений. Грамматические связи в предложении и связи предложений в тексте есть отражение связей и отношений, существующих в действительности. Создавая текст, ребенок грамматическими средствами моделирует эту действительность.

Закономерности развития связной речи детей с момента ее возникновения раскрываются в исследованиях А.М. Леушиной. Она показала, что развитие связной речи идет от овладения ситуативной речью к овладению контекстной, затем процесс совершенствования этих форм протекает параллельно, формирование связной речи, изменение ее функций зависит от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими, определяется уровнем его интеллектуального развития.

Формирование связной речи у детей дошкольного возраста в норме и факторы ее развития изучались также Е.А. Флериной, Е.И. Радиной, Э.П. Коротковой, В.И. Логиновой, Н.М. Крыловой, В.В. Гербовой, Г.М. Ляминой.

Однако несмотря на достаточную степень изученности проблемы развития связной речи дошкольников, остается недостаточно разработанным один из аспектов этой проблемы - развитие связной речи дошкольников с нарушением слуха.

Объект исследования - процесс речевого развития слабослышащих дошкольников.

Предмет исследования - особенности развития связной речи слабослышащих дошкольников.

Целью исследования является теоретическое и экспериментальное изучение развития связной речи слабослышащих дошкольников на занятиях по развитию речи.

В соответствии с намеченной целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:

1. Осуществить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования связной речи у слабослышащих дошкольников.

2. Конкретизировать содержание понятия «связная речь детей старшего дошкольного возраста».

3. Установить критерии, показатели и уровни развития связной речи слабослышащих старших дошкольников, подобрать методики исследования связной речи данной категории детей.

4. Определить уровень развития связной речи слабослышащих старших дошкольников.

5. Разработать содержание коррекционно-педагогической помощи, направленной на развития связной речи у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста с использованием моделирования.

Методологическую основу исследования составили концепция о социальной ситуации развития (Л.С. Выготский) и социальной обусловленности потребности в речевом общении (М.И. Лисина, М.Р. Львов); теория речевой деятельности (Л.С. Выготский, Л.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя); положения о психолингвистической речевой организации индивида (С.Л. Выготский, А.А.Леонтьев, Л.А. Пиотровская, С.П. Цейтлин).

Предполагается использовать следующие методы исследования:

I. Методы изучения научных источников.

Изучение общих и специальных психологических, педагогических, лингвистических, медицинских работ.

II. Эмпирические методы.

1. Наблюдение за речью детей на занятиях и в свободное время.

2. Анализ анамнестических данных детей.

3. Констатирующий эксперимент как метод изучения уровня развития связной речи дошкольников с нарушенным слухом.

База проведения исследования: ДОУ №97 г.Мурманска. В эксперименте принимали участие дети дошкольного возраста 6-7 лет.

Теоретическая значимость работы заключается в анализе и обобщении психолого-педагогической литературы по проблеме развития речи у слабослышащих детей, а также в методике развития речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.

Практическое значение работы заключается в том, что мы предлагаем систему упражнений для развития связной речи слабослышащих детей, а также педагогические рекомендации воспитателям, родителям, в соответствии с которыми они могут планировать специальную работу по развитию связной речи детей в домашних условиях.

Это интересно

Создание условий для укрепления здоровья детей
Совершенствование педагогического процесса призвано не только решать задачи образования, но также обеспечить охрану и укрепление здоровья подрастающего поколения. Это тем более необходимо, что вследствие падения экономического благосостояний населения страны, несоответствия условий обучения и учебн ...

Проблема патриотизма современной молодёжи России. Отличительные особенности современного периода
Начиная с 80-х годов, в обществе происходили сложные процессы, результаты которых стали явными лишь к середине 80-х годов. Резко замедлились темпы развития экономики, произошла утрата прежних идеологических ориентиров. Усилились агрессивность среды, социальная нестабильность, изменился характер общ ...

Изучение влияния сказок на развитие нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста
Просмотрев программы В.Г. Горецкого, Р.Н. Бунеева, О.В. Джежелея, мы пришли к выводу, что сказка изучается в разделе "Устное народное творчество" с 1 по 4 класс. Во втором классе рассматриваются литературные сказки А.С. Пушкина, А.К. Толстого, Л.Н. Толстого. При изучении авторских произве ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru