На современном этапе развития дошкольного образования важной задачей является формирование личности ребенка, развитие его творческих способностей. Без воспитания эстетически грамотных людей, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческого начала невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности. В «Коментарі до Базового компонента дошкільної освіти в Україні» в частности подчеркивается: «Основна мета естетичного виховання – виховання культури почуттів – як естетичних і моральних, так і специфічних для мистецької діяльності (почуття лінії, форми, кольору, ритму, композиції, інтонації тощо). Е.Кононко, Э.Белкина считают, что особую роль в становлении изобразительной деятельности дошкольников играет развитие художественного восприятия при ознакомлении с произведениями скульптуры, графики, живописи.
Проблема восприятия произведений живописи является актуальной в свете возрастающей роли искусства как важнейшего средства эстетического воспитания подрастающих поколений. Исследования по данной проблеме осуществляли как психологи (Л. С. Выготский, Д. А. Леонтьев, Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн), так и педагоги (Р.Арнхейм, В.Ф.Асмус, А. А. Бакушинский, В. А. Гуружапов, Э. В. Ильенков, М. С. Каган, А. А. Мелик-Пашаев, П. М. Якобсон) и др.
Различным аспектам художественного восприятия детьми произведений изобразительного искусства, в частности произведений живописи, посвящены исследования Л.В. Благонадежиной, Н.Л. Кульчинской, М. Н. Семеновой, О.И. Никифоровой др.
В работах В.А. Гуружапова, А.А. Мелик-Пашаева, Ю.А. Полуянова раскрыта специфика эстетического восприятия произведений живописи в детском возрасте. На материалах восприятия живописи в работах вышеперечисленных исследователей раскрыты уровни эстетического развития дошкольников. На первом уровне ребенок 3-4 лет эмоционально радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картинке, но еще не образу. Мотив оценки носит предметный или житейский характер. На втором уровне ребенок к пяти годам начинает не только видеть, но и осознавать те элементарные эстетические качества в произведении, которые делают для него картину привлекательной. Дети могут получать элементарное эстетическое наслаждение, оценивая в картине как красивое и цвет, и цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, реже - форму и композиционные приемы. На третьем, высшем уровне дети 6-7 лет поднимаются до способности воспринимать больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления. Ребенок улавливает внутреннюю характеристику художественного образа.
Модернизация содержания дошкольного образования способствовала созданию новых методических пособий по ознакомлению дошкольников с живописью, программ художественно-эстетического развития. Данной проблеме посвящены работы таких авторов как: Т.Фокина, Р.Чумичева, Л.Шульга и др. Одним из новых направлений является музейная педагогика, одной из задач которой является формирование зрительской культуры дошкольников. Однако, наряду с высокой значимостью вышеперечисленных исследований, остро ощущается потребность в практических разработках, посвященных методам формирования восприятия произведений изобразительного искусства, направленных как на развитие искусствоведческого и образного словаря детей, так и на совершенствование их зрительской культуры. Таким образом, тема нашей курсовой работы «Сравнительная характеристика уровней восприятия живописи детьми 6-го года жизни» является актуальной.
Объект исследования – процесс восприятия детьми шестого года жизни произведений живописи.
Предмет исследования: методы развития восприятия произведений живописи детьми шестого года жизни.
Цель исследования: выявить особенности восприятия и понимания произведений живописи детьми шестого года жизни.
Гипотеза: использование произведений живописи в педагогическом процессе способствует развитию зрительской культуры ребенка, его словарному запасу.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности восприятия живописи детьми дошкольного возраста.
2. Определить задачи и требования по ознакомлению с живописью детей шестого года жизни.
3. Охарактеризовать методы ознакомления детей с живописью.
4. Разработать критерии оценивания уровней восприятия произведений живописи детьми старшего дошкольного возраста.
5. Провести исследование уровней восприятия произведений живописи детьми старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: При рассмотрении состояния исследуемой проблемы использовались такие методы, как:
· теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы);
· практические (определение уровня восприятия произведений живописи );
· количественный и качественный анализ полученных данных.
Это интересно
Традиционные и нетрадиционные средства семантизации лексики
Сформированное умение читать, говорить или понимать иноязычную речь невозможно без прочных знаний и умений в области лексики, ибо с ее помощью происходит прием и передача информации. В связи с этим на занятиях по английскому языку должно быть уделено серьезное внимание работе над лексикой. В соотве ...
История школьного предмета «Информатика»
Чтобы удивиться, достаточно одной минуты, чтобы сделать удивительное, нужны многие годы. К. Гельвеций Антикитерский механизм из Древней Греции был калькулятором, использовавшим шестерни различных размеров и конфигурации, обусловливавших его работу, по отслеживанию метонова цикла, до сих пор использ ...
Химические и физические свойства молекул и веществ
В основе определения химических свойств находится молекулярная и структурная формулы веществ и реакционная способность. Обобщение химического эксперимента позволило создать теорию химического строения. Эта теория существенно обогатила науку о веществах, которой пользуются во многих других отраслях ...