pedagogyreview
Разное по педагогике » Научно-методические основы формирования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста » История изучения проблемы эмоциональной сферы

История изучения проблемы эмоциональной сферы

Страница 2

Однако невнимание, невостребованность в течение многих лет ряда проблем воспитания, связанных с определенными сторонами эмоциональной жизни ребенка, можно объяснить и специфическими для нашей страны причинами социального характера. Основные из них — это существовавший многие годы стабильный уклад в форме тоталитарного государства, а также всеобщая идеологизация жизни людей. Все это подвергало эмоционально-чувственный слой сознания, эмоциональные переживания людей значительному прессингу и сознательному игнорированию. Доминирующими переживаниями оказались агрессия и страх, надолго поселившиеся в индивидуальном и массовом сознании людей.

Однако в условиях последующей перестройки социально-экономического уклада жизни в нашей стране и связанных с этими изменениями трудностей эмоциональная атмосфера общества не обрела стабильности. Нравственные ценности, идеалы, высокие чувства как важнейшие ориентиры воспитания были оттеснены на задний план в связи с утверждением новых, рыночных отношений. И как и в прошлый период относительно стабильного уклада жизни, так и в сегодняшний — нестабильный — устойчивым радикалом сознания людей нашего общества, к сожалению, являются переживания страха и агрессии. «Страх порождает агрессию».

По данным некоторых исследователей, существует определенная зависимость между катаклизмами, происходящими в общественной жизни, и состоянием атмосферы, окружающей людей. Усталость от неразрешимости многих, в том числе элементарных, проблем, чувства разочарованности, неуверенности и незащищенности при сопутствующем распространении агрессивных форм культуры, вседозволенности и безнаказанности зла — все это создает угрозу развития отката от идеалов и нравственных ценностей (по типу «Все дозволено»).

Эти особенности эмоциональной атмосферы общества не замедлили проявиться в виде феномена эмоционального отчуждения

. Эта проблема заявляет о себе сегодня в самых разных сферах:

ü во взаимоотношениях мужчин и женщин как базисе построения семьи и внутрисемейных отношений (кризис семьи);

ü во взаимоотношениях между родителями и детьми (отказные дети в роддомах, внутрисемейная депривация, с одной стороны, и брошенные старики — с другой);

ü во взаимоотношениях между педагогами и воспитанниками (доминирование авторитарного стиля общения, прежде всего в школе);

ü во взаимоотношениях между общественными учреждениями (школа, дошкольные учреждения и др.) и семьей, в разделении функций обучения и воспитания ребенка (рыночные отношения и платные услуги лишь заостряют этот конфликт);

ü во внутреннем мире людей всех периодов возрастного развития, где нарастают такие явления, как одиночество, депрессия, суицид.

Драма нашего социального уклада, драма многих семей и детей, воспитывающихся в семьях (мы не касаемся здесь домов ребенка и детских домов), состоит в том, что развитие многих маленьких детей, в том числе раннего и дошкольного возраста, происходит в условиях обделенности ребенка родительской, прежде всего материнской, любовью (или в условиях внутрисемейной депривации). И этот страшнейший из всех дефицитов нашего времени — дефицит родительской любви — не проходит бесследно для развития ребенка. Прежде всего это важно для осознания того, «какой Я есть»: желанный, любимый, нужный или же нежеланный, нелюбимый, постоянно раздражающий, а также для последующего формирования на этой основе отношения к миру — доверительного или, наоборот, агрессивного и враждебного.

Страницы: 1 2 3

Это интересно

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru