pedagogyreview
Разное по педагогике » Дидактические игры как средство развития учащихся на уроках технологии » Понятие и сущность учебной мотивации

Понятие и сущность учебной мотивации

Страница 2

Учебная мотивация в общем смысле определяется как частный вид мотивации, включённой в деятельность учения. Также под мотивацией учения школьников подразумевают систему объективных и субъективных побуждений, включающих потребность как основной источник мотивации. В учебную мотивацию, соответственно, входят потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес.

Учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов: 1) образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; 2) организацией учебного процесса; 3) субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.); 4) субъектными особенностями педагога и, прежде всего, системой его отношений к ученику, к делу; 5) спецификой учебного предмета.

Исходя из современных психологических представлений по поводу категории мотивация (В.К. Вилюнас, В.И. Ковалев, Е.С. Кузьмин, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов и др.), мы будем понимать под мотивационной сферой личности совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности. В основе динамических изменений, которые происходят с мотивационной сферой человека, лежит развитие системы деятельностей, которое, в свою очередь, подчиняется объективным социальным законам.

Всеми исследователями признается положение о том, что мотивационная сфера является ядром личности. В русле теории учебной деятельности разработано общее строение мотивации сферы учения, которая включает социальные, познавательные и творческие побуждения (мотивы), их содержательные и динамические характеристики (по А.К. Марковой). Содержательные качества мотивов связаны с характером самой учебной деятельности (к ним относятся: осознанность, наличие личностного смысла учения для ученика, самостоятельность возникновения или проявления, обобщенность, действенность, место (доминирование) в структуре мотивации, степень распространения на разные типы деятельности, виды учебных предметов, форм учебных заданий). Наличие действенности мотива, т.е. его реального влияния на ход учебной деятельности и всего поведения ребенка. Динамические качества связаны с психофизиологическими особенностями ребенка и проявляются в устойчивости мотива, его силе и выраженности, эмоциональной окраске (модальности), быстроте возникновения.

Рассмотрим теперь, какие виды учебных мотивов (мотивации) выделяются в педагогической психологии на основании указанных выше критериев. Надо заметить, что единой и общепринятой классификации мотивов в структуре деятельности учения не существует, однако в настоящей работе мы приведём в качестве примера несколько классификаций.

Наиболее разработанной, на наш взгляд, является классификация учебных мотивов по содержанию (направленности). В её основе лежит предложенное Л.И. Божович выделение двух основных типов учебных мотивов, имеющих разное происхождение и предметное содержание. Одни из них (познавательные), «порождаемые преимущественно самой учебной деятельностью, непосредственно связаны с содержанием и процессом учения». Другие (социальные), «порождаемые всей системой отношений существующих между ребенком и окружающей его действительностью», лежат как бы за пределами учебного процесса.

А.К. Маркова дополняет классификацию Л.И. Божович и выделяет аналогичные группы учебных мотивов, дифференцируя каждую из них. Так, согласно её теории, к уровням (подтипам) познавательной мотивации относятся:

– широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями – фактами, явлениями, закономерностями). Эти мотивы также различаются по уровням, которые определяются глубиной интереса к знаниям. (Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т.д.);

– учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов их самостоятельного приобретения: интерес к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда);

– мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний, и затем на построение специальной программы самосовершенствования).

Социальные же мотивы имеют следующие подтипы:

– широкие социальные (долг и ответственность; понимание социальной значимости учения, стремление получать знания на основе полезности обществу, подготовки к взрослой жизни). Здесь велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долженствования. (К широким социальным мотивам может быть отнесено также желание хорошо подготовиться к избранной профессии);

Страницы: 1 2 3

Это интересно

Эмпирическое исследование психологических особенностей школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте
Акцент на профилактике школьной дезадаптации как ведущим направлении педагогической стратегии в отношении детей группы риска, делает актуальным внедрение в практику работы школьных учреждений, системы диагностирования начавших учиться первоклассников. Следует обратить внимание на то, не нарушены ли ...

Типы сказок
По тематике и стилистике сказки можно разделить на несколько групп, но обычно исследователи выделяют три: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые (сатирические). 1. Сказки о животных. Маленьких детей, как правило, привлекает мир животных, поэтому им очень нравятся сказки, в которых действуют ...

Особенности гигиенического воспитания младших школьников
Сегодняшняя жизнь показывает, что гигиеническое воспитание ведется не на должном уровне, зачастую бессистемно. Видимо, поэтому сегодняшние школьники неопрятны и не здоровы. И мы склонны думать, что происходит это не оттого, что такие плохие наши дети, а от элементарного незнания правил, от равнодуш ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru