На ранних стадиях следует требовать, чтобы все ученики дирижировали при записи.
Количество проигрываний зависит от музыкального материала, от того, насколько развита память учеников. В конце отведенного для записи диктанта времени диктант проверяется. Для проверки можно использовать как коллективные так и индивидуальные формы.
Одноголосие.
1.Структура. Для того чтобы учащийся не воспринимал мелодию как сумму звуков, не записывал отдельно ноту за нотой, нужно, чтобы для записи он уяснил себе структуру мелодии, количество построений, фраз, характер заключительных оборотов.
2.Лад. Определение ладофункционального значения отдельных частей и оборотов должно быть основой записи диктанта, одним из средств самостоятельной проверки написанного.
3.Линеарность. Уметь записывать ряды звуков и отдельные интонационные обороты, осознавая линию движения мелодии.
4.интервалы. Значение интервалов при записи мелодии бесспорно очень велико, но значение их должно быть началом, не основой методики, а итогом осознания структурных, ладовых и графических особенностей мелодии.
5. Метроритм. Методы осознания метроритмической организации звуков при записи их тесно связаны со специфической областью восприятия и часто требуют особых приемов освоения. В методике диктанта следует исходить с самого начала из того, что звуковысотные и метроритмеические соотношения неотделимы друг от друга и только в единстве их образуется логика и смысл мелодии. Правда, в процессе педагогической работы над записью диктанта это – одна из самых трудных методических задач.
Более правильно с самого начала в предварительной беседе обратить внимание на выразительную сторону ритма, так же как на лад, тональность, структуру.
Двухголосие.
В работе над усвоением многоголосия первым этапом является запись двухголосной музыки. Начинать двухголосные диктанты можно тогда, когда уже выработаны навыки записи одноголосной мелодии, которые лягут в основу дальнейшей работы над многоголосием. Но поскольку восприятие двух - и многоголосия представляет собой новое качество музыкального слуха, для овладения им требуются новые методические приемы, новая систематика. В практике преподавания используются различные методы первоначальные методы работы над двухголосным диктантом.
Одни педагоги практикуют систему записи «по голосам», то есть фиксация линии каждого голоса отдельно, по горизонтали. Хотя этот прием практически полезен и в отдельных случаях может быть применен в дальнейшем, на первом этапе он не способствует развитию гармонического слуха учащихся, не опирается на осознание фонической стороны гармонических интервалов и ладофункциональных связей.
Другой, противоположный способ состоит в том, что в начале учащимся предлагается, при прослушивании двухголосия строго гармонического склада записать цифровкой, без нот, только название интервала.
Примеры подголосочного склада являются методически удобной формой для перехода от одноголосия к двухголосию. Здесь максимально используется умение записывать одноголосие, ведущую мелодию и вместе с тем хорошо организуется слушание вертикали в момент появление двухголосия. Возможность записи каждого из голосов по отдельности почти исключена, так как голоса то сливаются, то разделяются на два. Учащимся рекомендуется записывать мелодию, а в местах появления двухголосия подписывать образующийся интервал.
Это интересно
Виды контроля результатов обучения
Текущий контроль - наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому проводится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности умений и навыков учащихся. Его основная цель - анализ ...
Метод проектов на уроке иностранного языка
Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта. Под методом проекта мы понимаем комплексный обучающий метод, который даёт возможность учащимся проявлять самостоятельнос ...
Специфика контроля по русскому языку
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий. Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков. Грамматический разбор есть ...