Новая образовательная политика, приоритетом которой является качество образования, привела к пониманию того, что необходимы новые подходы в управлении образовательного процесса.
Решая проблему повышения качества образовательного процесса, деятелями педагогической науки (В.А. Кальней, Д.Ш. Матрос, Н.Н. Мельникова, С.Е. Шишков) считают качество социальной, психолого-педагогической категорией. Р.Г. Гурова и В.Н. Шамардин определяют новый подход в оценке качества образовательной системы: в своих исследованиях они доказывают необходимость диагностического достоверного подхода в оценке качества образования с учетом конечных результатов.
Одной из существенных тенденций, характеризующих новый этап реализации доктрины образования Российской Федерации, является понимание того, что средством качества образовательного процесса в решающей мере отводится системе научно-обоснованного слежения за конечным результатом педагогического труда.
Дошкольное детство - сенситивный период в жизни человека для воспитания, обучения и развития, составляющих триединство образовательного процесса.
Однако до настоящего времени в системе дошкольных образовательных учреждениях доминирует эпизодичность получения информации о достигнутых результатах в воспитании и развитии детей, а также причин, оказывающих влияние на эти результаты.
Не разработана система средств слежения за качеством образовательного процесса с целью стимулирования творчества педагогов.
Не учитывается индивидуальность физического состояния ребенка, что является основным фактором для качественного восприятия и полноценного развития ребенка.
Отсутствует единая форма отслеживания физического здоровья и достижений ребенка, простая в ведении и для восприятия каждого педагога, что немаловажно в организации образовательного процесса.
Сложившаяся ситуация требует изменения общих подходов к организации воспитания и обучения детей в условиях ДОУ, поиска актуальных методов и средств, способствующих повышению качества образовательного процесса.
Идеи родоначальника европейского дошкольного образования Ф. Фребеля, выдающихся отечественных ученых Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца легли в основу проекта развивающего дошкольного образования. Проект имеет ряд существенных отличий от того, что делалось в данном направлении ранее:
1. Проект учитывает культурно-историческое и психологическое своеобразие современного типа детства, которому присуща культуро-творческая функция.
2. Проект опирается на принципы междисциплинароного подхода к изучению природы, закономерностей, механизмов, условий детского развития и его комплексному обеспечению на практике.
3. Проектированная дошкольная ступень является исходным звеном целостной системы непрерывного развивающего образования.
4. В проекте реализуется идея развивающей и оздоровительной работы с детьми.
Гуманизм - это принцип мировоззрения, в основе которого лежат - убежденность в безграничности возможностей человека и его способности к самосовершенствованию; требование свободы и защиты достоинства личности; идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов (духовных и материальных) должно быть конечной целью общества.
Изменения в образовательном процессе дошкольного учреждения должны идти по пути гуманизации отношений.
Пути гуманизации педагогики:
должен измениться взгляд на ребенка (ребенок имеет потенциал для развития)
необходимо переосмыслить саму сущность процесса воспитания и его назначение (воспитание не как процесс формирования, идущий извне, от педагога, а как процесс развития ребенка, когда педагог создает условия, помогает ребенку самому выйти за пределы своей ограниченности).
Необходимо уважать в ребенке Человека (понимать, поддерживать его). Помнить, что каждый ребенок неповторим и тем прекрасен. Работать так, чтобы каждый ребенок научился уважать и ценить себя.
В работе с детьми допустимы только ненасильственные, гуманные методы и приемы воспитания.
Hа пути гуманизации дошкольного образования встали проблемы, диктуемые современным состоянием общества, вытекающие из его противоречий.
Это интересно
Результаты опытно-экспериментальной работы воспитателя по развитию
творчества детей старшего дошкольного возраста
Экспериментальная работа проводилась на базе д/с «Алпамыс» г.Караганды с сентября 2012г. по февраль 2013 года. В эксперименте учувствовало 49 детей: 25 детей старшей группы «Аққу» экспериментальная группа; 26 детей старшей группы «Қызғалдақ» - контрольная группа. Конст ...
Музыка в системе художественного образования школьников
Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Б.Л.Яворский, Б.В.Асафьев, Н.Я.Брюсова. Опираясь на их ...
Виды эмоций
Наиболее полной и систематизированной является классификация эмоций, предложенная Б.И. Додоновым, основой для которой является их зависимость от субъективной ценности возникаемых переживаний. Итак, выделяют 10 видов эмоций : 1. Альтруистические эмоции – переживания, возникающие на основе потребност ...