pedagogyreview
Разное по педагогике » Дидактические игры как средство развития учащихся на уроках технологии » Дидактические игры как средство общего развития

Дидактические игры как средство общего развития

Страница 3

4. Игры, в которые включены элементы поиска и творчества.

Делая ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, в школе игровая деятельность используется в следующих случаях:

– в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы или раздела учебного предмета;

– в качестве урока или его части (введения объяснения, закрепления, контроля знаний);

– как внеклассная работа.

При урочной форме занятий реализация игровых приёмов и ситуаций происходит по следующим основным направлениям:

– дидактическая цель ставится перед учащимся в форме игровой задачи;

– учебная деятельность подчиняется правилам игры;

– учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

– успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игровая деятельность может выполнять следующие функции:

– воодушевления и пробуждения интереса;

– освоения диалектики общения, коммуникативной функции;

– самореализации в игре;

– преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности, в других ситуациях;

– самопознания в процессе игры;

– внесения позитивных изменений в структуру личностных показателей;

– включения в систему общественных отношений, усвоения норм человеческого общения.

Проведение игры с детьми и умелое руководство ею требуют большого мастерства от учителя. Перед проведением игры надо доступно изложить сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи на доске. Если дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, игровым действием, то в ходе беседы с детьми учитель – должен обратить на нее внимание.

В игре (в той или иной роли) должен участвовать каждый ученик класса. Если у доски осуществляет игровую деятельность часть учащихся, то все остальные дети должны выполнять роль контролеров, судей, учителя. Характер деятельности учащихся в игре зависит от места ее на уроке или в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока. Если игра используется на уроке объяснения нового материала, то в ней должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунками. На уроках закрепления материала важно применять игры на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приемов. В этом случае использование средств наглядности следует ограничить и усилить внимание в игре к проговариванию вслух правила, свойства, вычислительного приема. В системе уроков по теме важно подбирать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводящую, контролирующую и поисковую. В игре следует продумывать не только характер деятельности детей, но и организационную сторону, характер управления игрой. С этой целью используются средства обратной связи с учеником.

В большинство игр надо вносить элементы соревнования, что также повышает активность детей в процессе обучения. В конце урока учитель вместе с детьми, подводя итоги соревнования, обращает внимание на дружную работу участников команд, что способствует формированию чувства коллективизма. Необходимо отнестись с большим тактом к детям, допустившим ошибки.

Учитель может сказать ребенку, допустившему ошибку, что он еще не стал «капитаном» в игре, но если будет стараться, то непременно им станет. Ошибки учащихся надо анализировать не в ходе игры, а в конце, чтобы не нарушать впечатления от игры. К разбору ошибок надо привлекать самых слабых учащихся.

В процессе работы следует опасаться чрезмерного насыщения урока играми, чистой развлекательности, отягощенности некоторых игр подготовительной работой. В своем рабочем арсенале иметь игры «синтетические», такие игры, которые не требуют какой-то основательной, фундаментальной подготовки, в которых можно варьировать игровыми элементами, и, конечно, все они должны быть обучающими.

Какое же место должна занимать игра на уроке? Конечно, не может быть точного рецепта, где, когда и на сколько минут включать игровой материал в урок. Здесь важно одно: чтобы игра помогла достичь цели. Количество игр на уроке должно быть разумным. Целесообразно продумать и поэтапное их распределение: в начале урока игра должна помочь заинтересовать, организовать ребенка; в середине урока игра должна нацелить на усвоение темы; в конце урока игра может носить поисковый характер. Но на любом этапе урока она должна быть интересной, доступной, включающей разные виды деятельности учащихся.

При организации игры на уроке важно продумать и то, в каком темпе она будет проводиться. Очень интересны для учащихся сюжетные игры. Они не требуют какой-то особой подготовки, здесь нужна только тщательная продуманность хода таких уроков. Важно отметить, что сюжетные игры можно проводить в течение всего урока, подчиняя работу единой цели. А тематика игр может быть разнообразной.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно

Уровни восприятия произведений живописи детьми шестого года жизни
1) Тебе нравится картина? Андрей Д. Да, мне нравится картина Лилия С. Да Ирина М. Мне нравится Кристина Г. Да, красивая картина 2) А что на ней изображено? Андрей Д. На картине нарисованы цветы Лилия С. Цветы, мальчик на лошади, барыня Ирина М. На картине нарисованы цветы в вазе и листочки Кристина ...

Уровни тестов
Для проверки качества усвоения материала на первом уровне (уровне знакомства) должны использоваться тесты, требующие выполнения действий, направленных на узнавание. Это распознавание, различения, классификация объектов, явлений и понятий. Тесты первого уровня- это тесты на опознания («да»- «нет») и ...

Организация работы по формированию нравственных качеств у старших дошкольников с применением и использованием сказок
На основе полученных результатов констатирующего этапа нами был намечен план работы по формированию знаний о нравственных качествах у детей старшего возраста. На формирующем этапе была систематизирована работа по данному направлению. Для реализации плана формирующей работы с детьми экспериментально ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru