В становлении экологически воспитанной личности младшего школьника особое место принадлежит внеклассной работе . Именно в ней у детей формируются моральные нормы и правила поведения в природе.
Внеклассная работа определяется педагогами как та деятельность, которая выполняется во внеурочное время и на основе интереса и самодеятельности учащихся. Наилучших результатов воспитания всесторонне развитой личности можно достичь лишь при правильном сочетании урочных занятий с внеклассной работой. Уроки и внеклассные занятия должны быть связаны между собой, дополнять, совершенствовать друг друга.
В начальной школе детям требуется дать прочные знания, сочетание уроков с внеклассными занятиями позволяет, как правило, сделать это более полно и разносторонне. Поскольку внеклассная работа является составной частью воспитательной работы в школе, она направлена на достижение общей цели воспитания – усвоение ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей. С.А.Смирнова отмечает, что специфика внеклассной работы в экологическом воспитании проявляется на уровне следующих задач:
1.Внеклассная работа дает возможность для преодоления ограничений учебного процесса и формирования позитивного восприятия ребенком себя.
2. Способствует формированию у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия.
3. Во внеклассной работе ребенок должен научиться заниматься полезной деятельностью, он должен уметь включаться в такую деятельность и самостоятельно организовать ее.
4. Формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения детей. Во внеклассной работе дети усваивают моральные нормы поведения через овладение нравственными понятиями.
5. Развитие познавательного интереса. Здесь отражается преемственность учебной и внеучебной деятельности, так как внеклассная работа связана с воспитательной работой на уроках и направлена на повышение эффективности учебного процесса. Развитие познавательного интереса у детей в качестве направления внеклассной работы, с одной стороны, «работает» на учебный процесс, а с другой – усиливает воспитательное воздействие на ребенка.
В отличие от обычных уроков, эта форма занятий строится на интересе, инициативе и добровольности. Содержание ее может выходить за пределы программы, изменяться и корректироваться учителем по ходу проведения занятий. Кроме того, сами учащиеся могут предлагать тактику работы, что открывает большие возможности для деятельности детей и позволяет удовлетворить разнообразие их интересов.
Любовь к природе, бережное отношение к ее богатствам не приходит сразу. Это результат целенаправленной и кропотливой работы не только при изучении природы на уроках и внеклассных занятиях, но и вовлечение учащихся в посильное участие охраны природы
Внеклассная работа создает условия для приобретения опыта принятия экологических решений на основе полученных знаний в соответствии со сформированными ценностями, подходами и ориентациями. Велика роль внеклассной работы в приобщении школьников к самостоятельной работе, которую они могут проводить в соответствии с той скоростью усвоения, которая им более свойственная, что делает более продуктивным процесс становления личности. При этом ученик может обратиться к эксперименту, кратковременному или долговременному наблюдению, исследованию связей человека с природой с фиксацией на фотопленке, в рисунках, схемах. Все это делает исследования природной среды развлекательными и интересными.
Внеклассная работа по экологии в младших классах преследуют несколько целей: повысить уровень экологического развития и расширить кругозор детей, развить интерес к занятиям экологии, углубить направления об использовании сведений по экологии на практике, привить некоторые навыки самостоятельной работы, воспитать настойчивость и волю.
Внеклассная работа по экологическому воспитанию должна предусматривать следующие аспекты:
- воспитание бережного отношения ко всем дарам природы.
- организация комплексного природоведческого изучения родного края
- активный вклад школьников в дело охраны природы.
Большое значение имеют различные формы внеклассной работы, способствующие формированию экологически воспитанной личности младшего школьника.
Индивидуальная работа обычно выполняется отдельными учениками и часто носит эпизодический характер. Интерес к такого рода занятиям обычно зарождается при выполнении домашних заданий или во время экскурсий в природу.
Групповые внеклассные занятия проводятся обычно в форме школьных кружков. Вначале это может быть временная группировка учащихся, объединяемых общей конкретной задачей, общим планом работы, которая позже перерастает в постоянный кружок. Работа, проводимая в подобных кружках, дает богатый материал для развития у детей устной и письменной речи.
Это интересно
Дизайн как форма проектного сознания
История дизайна начинается в 1907 году, когда в Германии был создан «Дойче Веркбунд» - производственный союз художников, инженеров, промышленников и коммерсантов, провозгласивших, что массовая стандартная продукция может и должна стать эталоном качества потребительских товаров. Образцы такой продук ...
Основной недостаток существующего подхода к
разработке обучающих программ
Обучающие программы реализуются с помощью компьютера и вполне естественно, что при их разработке ведущее место приобрели проблемы, связанные с машиной (программной) реализацией программ. Ведь не смотря на то, что возможности компьютера значительно возросли и с каждым годом увеличиваются, реализация ...
Проблемы в обучении и воспитании одаренных детей
Многие думают, что ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, блещущий умственными способностями, не будет встречать трудностей в учебных занятиях – ему, очевидно, уготовано более счастливое, чем у других детство. В действительности же детей с ранним умственным расцветом могут ожидать н ...