pedagogyreview
Разное по педагогике » Формирование экологически воспитанной личности младшего школьника » Опыт формирования экологической воспитанности младших школьников средствами кружковой работы

Опыт формирования экологической воспитанности младших школьников средствами кружковой работы

Страница 1

В предыдущих главах были рассмотрены вопросы теории экологического воспитания и организации кружковой деятельности в начальной школе. Для проверки эффективности разработанных нами цели, задач и гипотезы научного исследования был проведён педагогический эксперимент.

Как известно, прекрасное знание теории не всегда подтверждается желанием работать в интересуемой области знаний. Для этого мы задействовали на практике некоторые знания, полученные в ходе работы над данной проблемой. Наше исследование заключается в разработке и организации работы в кружке «Мой родной край» и использовании его в экологическом воспитании учащихся начальных классов.

По мнению Л.А. Мишариной и В.А. Горбуновой – «то, как ребенок относится к природе и ее богатствам, помогает животным и растениям, охраняет природу и знает правило поведения в природе, понимает доступные и родственные связи между живыми организмами – все это называется экологической воспитанностью ребенка и характеризует его внутренний мир».

Экологическое воспитание рассматривается как интересное образование, регулирующее знания, умения и отношения.

Опытно – экспериментальная работа проводилась в течение четырех (сентябрь - декабрь) месяцев 2007 года в Тарасинской средней школе. В исследовании участвовали учащиеся третьих классов: контрольный 3 «А» (14 человек) классный руководитель Сагдеева Г.В. и экспериментальный 3 «Б» (13 человек) классный руководитель Татаринова Л.С.

На первом этапе работы был проведен констатирующий эксперимент, были выявлены уровни и критерии экологической воспитанности учащихся двух классов при помощи тестов и опросников.

Целью констатирующего эксперимента было выявление показателей воспитания экологической воспитанности детей младшего школьного возраста.

На констатирующем этапе использовались следующие методики:

- методика по выявлению уровня сформированности экологических знаний учащихся

- диагностический опросник, выявляющий сформированность умений, «отношений», «желаний» у учащихся к окружающему миру.

За основу определения качественных характеристик уровней взяты теории, предложенные Л.П.Симоновой:

- научно-познавательный;

- ценностный;

- нормативный;

- практически-деятельностный.

На основе двух этих методик были определены уровни и критерии экологической воспитанности (Л.П. Симоновой):

Низкий уровень – дети узнают и называют подавляющее большинство животных, растений леса, луга, поля, водоема, вычленяя их некоторые особенности. Умеют определять состояние растений в зависимости от среды обитания, с помощью педагога классифицируют растения. Познавательное отношение к животным и растениям не устойчиво.

Средний уровень – дети узнают и называют подавляющее большинство животных и растений разных сообществ по представлению и небольшой опорой на наглядность. С помощью педагога классифицируют животных и растения. В течении длительного времени наблюдают за ростом и развитием растений, их изменениями в разные сезоны, знают потребности животных. Устанавливают некоторые общие связи, сравнивая растения. Используют известные способы наблюдений. Недостаточно владеют обобщенными представлениями и не владеют понятиями рода и вида при классификации растений. Не всегда способны прогнозировать последствия неадекватных воздействий на природу, но при этом проявляют бережное и заботливое отношение к животным и растениям. Знают о существовании Красной книги Сибири, называют некоторые растения и животных, занесенных в нее. Эмоционально откликаются на яркие растения, проявляя внимательность, устойчивый интерес. В процессе наблюдений вспоминают стихи, песни, пословицы.

Высокий уровень – у детей этого уровня многообразны знания о животных и растениях разных сообществ. Самостоятельно устанавливают связи между развитием растений и средой обитания. Знания сформированы на уровне представлений, понятий, рода и вида. Дети способны устанавливать общие и частные связи с помощью наглядно – схематических пособий. Используют разные виды наблюдений за ростом и развитием растений и животных в разных сообществах и в соответствии с сезоном. Воспитательное отношение к природе устойчивое. Часто задают поисковые вопросы. Появляются эвристические суждения. Бережно относятся к растениям и животным, нетерпимы к людям в случае нарушения правил поведения в лесу, поле, на лугу. Эмоционально откликаются на красоту природы, используют песни, стихи, загадки о растениях и животных. Проявляют бережное отношение к дарам природы, понимая самоценность исчезающих растений и животных, занесенных в Красную книгу. Знают лекарственные свойства некоторых растений. Методика диагностики была одинаковой для всех детей. Это позволило сравнивать результаты согласно критериям и устанавливать уровни экологической воспитанности. Данные психодиагностик необходимы для того, чтобы:

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru