pedagogyreview
Разное по педагогике » Использование интерактивных технологий на уроках литературы » Интерактивный урок литературы – особый тип урока

Интерактивный урок литературы – особый тип урока

Страница 3

Интерактивное упражнение может занимать около 50 – 60% времени на уроке.

Обязательно нужно помнить на этом этапе урока, что рефлексия является важнейшим компонентом интерактивного упражнения. Ведь она дает возможность ученику и учителю понять, чему они научились, вспомнить детали своего опыта и получить реальные жизненные представления о том, что они думали и чувствовали, когда впервые столкнулись с той или другой учебной технологией. Это помогает четче планировать дальнейшую деятельность. Рефлексия дает возможность оценить личный уровень понимания и усвоения учебного материала и спланировать реальные шаги его дальнейшей обработки, сравнить свое восприятие с мыслями, взглядами, чувствами. Для учителя это возможность увидеть реакцию учеников на обучение и внести необходимые коррективы.

Рефлексия на уроке литературы может осуществляться в разных формах: в виде индивидуальной работы, работы в парах, группах, дискуссии, в письменной и устной форме. Она должна вмещать несколько элементов: фиксация того, что произошло, определение размышлений и ощущений, касаемых полученного опыта, планы на будущее развитие.[10,96.]

Например, устное обсуждение может проводиться по таким вопросам:

-Для чего мы выполняли это упражнение?

-Какие мысли оно вызвало у вас?

-Какие чувства?

-Чему научились лично вы?

-Чему бы хотели научиться в дальнейшем?

Можно предложить ученикам лист оценивания умений высказываться, который оформить в виде таблицы с колонками «Мои достижения» и «Баллы».

Рефлексия и подведение итогов интерактивного упражнения могут занимать 5 – 15 мин. Рассмотрим проведение этой части урока на примере.

Урок литературы в 7 классе.

Тема: Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» Сравнительная характеристика Остапа и Андрия.

Групповая работа.

Первая группа находит общее в Остапе и Андрие.

Вторая группа находит различие в характерах братьев.

Третьей группе предлагается проанализировать поступки героев.

Устные ответы спикеров групп систематизирует и записывает творческая группа в виде плана.

По составленному плану представители групп рассказывают о сыновьях Бульбы. Учитель помогает ученикам делать переход от одного пункта плана к другому.

В заключении предлагается интерактивное упражнение «Пласт».

Вопрос: Существует ли проблема долга сегодня? Насколько она актуальна?

Ученики отвечают на поставленный вопрос по данному началу:

1. Я думаю…

2. Потому что…

3. Например…

4. Следовательно…

Пятый этап. Подведение итогов, оценивание результатов урока.

Цель – рефлексия – самоанализ, самооценивание объема, выполненного на уроке. Следует возвратиться к ожидаемым результатам, объявленным в начале урока. Для подведения итогов можно поставить ученикам такие вопросы:

- что вы узнали нового на уроке?

- Какие приобрели навыки?

- Может ли это быть полезным в жизни?

- Что понравилась на уроке?

На этот этап следует отвести до 20% урока.

По дидактическому принципу обучение осуществляется путем интеграции знаний из разных предметов. Придерживаясь этих требований, учитель литературы на уроке подает литературоведческие знания в историческом и общекультурном контексте. На каждом уроке необходимо создавать условия для ощущения простора, свободного времени для раздумий, пробуждения эмоций, побуждать к выбору определенной позиции, обязательно все это правильно оформлять в речевой ситуации. Этому существует диалогическое обучение, которое осуществляется через акт коммуникации: читателя с текстом; учителя с учеником; одноклассников между собой.

Рассмотрим стадии итогового этапа на примере.

Тема: Красота настоящая и мнимая в сказке Е.-А.Гофмана «Щелкунчик».

Итоговая беседа:

- Что является счастьем для Элизы?

- Что является счастьем для людей вообще?

Вывод: Счастье, когда людям хорошо с тобой, когда ты кому-нибудь нужен.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно

Формирование умений и речевых навыков с помощью раздаточного материала
Обучение с помощью метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи учащегося. Применение опорных сигналов важно потому, что позволяет избежать или сократить до минимума в процессе обучения и общения использование языка посредника - родного языка. Тем не менее, сохраняется опос ...

Инновационные образовательные учреждения
По мнению И.П. Подласого, образовательное учреждение является инновационным, если учебно-воспитательный процесс основывается на принципе природосохранности, педагогическая система эволюционирует в гуманистическом направлении, организация учебно-воспитательного процесса не ведет к перегрузкам учащих ...

Создание условий для укрепления здоровья детей
Совершенствование педагогического процесса призвано не только решать задачи образования, но также обеспечить охрану и укрепление здоровья подрастающего поколения. Это тем более необходимо, что вследствие падения экономического благосостояний населения страны, несоответствия условий обучения и учебн ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru