Интерактивное упражнение может занимать около 50 – 60% времени на уроке.
Обязательно нужно помнить на этом этапе урока, что рефлексия является важнейшим компонентом интерактивного упражнения. Ведь она дает возможность ученику и учителю понять, чему они научились, вспомнить детали своего опыта и получить реальные жизненные представления о том, что они думали и чувствовали, когда впервые столкнулись с той или другой учебной технологией. Это помогает четче планировать дальнейшую деятельность. Рефлексия дает возможность оценить личный уровень понимания и усвоения учебного материала и спланировать реальные шаги его дальнейшей обработки, сравнить свое восприятие с мыслями, взглядами, чувствами. Для учителя это возможность увидеть реакцию учеников на обучение и внести необходимые коррективы.
Рефлексия на уроке литературы может осуществляться в разных формах: в виде индивидуальной работы, работы в парах, группах, дискуссии, в письменной и устной форме. Она должна вмещать несколько элементов: фиксация того, что произошло, определение размышлений и ощущений, касаемых полученного опыта, планы на будущее развитие.[10,96.]
Например, устное обсуждение может проводиться по таким вопросам:
-Для чего мы выполняли это упражнение?
-Какие мысли оно вызвало у вас?
-Какие чувства?
-Чему научились лично вы?
-Чему бы хотели научиться в дальнейшем?
Можно предложить ученикам лист оценивания умений высказываться, который оформить в виде таблицы с колонками «Мои достижения» и «Баллы».
Рефлексия и подведение итогов интерактивного упражнения могут занимать 5 – 15 мин. Рассмотрим проведение этой части урока на примере.
Урок литературы в 7 классе.
Тема: Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» Сравнительная характеристика Остапа и Андрия.
Групповая работа.
Первая группа находит общее в Остапе и Андрие.
Вторая группа находит различие в характерах братьев.
Третьей группе предлагается проанализировать поступки героев.
Устные ответы спикеров групп систематизирует и записывает творческая группа в виде плана.
По составленному плану представители групп рассказывают о сыновьях Бульбы. Учитель помогает ученикам делать переход от одного пункта плана к другому.
В заключении предлагается интерактивное упражнение «Пласт».
Вопрос: Существует ли проблема долга сегодня? Насколько она актуальна?
Ученики отвечают на поставленный вопрос по данному началу:
1. Я думаю…
2. Потому что…
3. Например…
4. Следовательно…
Пятый этап. Подведение итогов, оценивание результатов урока.
Цель – рефлексия – самоанализ, самооценивание объема, выполненного на уроке. Следует возвратиться к ожидаемым результатам, объявленным в начале урока. Для подведения итогов можно поставить ученикам такие вопросы:
- что вы узнали нового на уроке?
- Какие приобрели навыки?
- Может ли это быть полезным в жизни?
- Что понравилась на уроке?
На этот этап следует отвести до 20% урока.
По дидактическому принципу обучение осуществляется путем интеграции знаний из разных предметов. Придерживаясь этих требований, учитель литературы на уроке подает литературоведческие знания в историческом и общекультурном контексте. На каждом уроке необходимо создавать условия для ощущения простора, свободного времени для раздумий, пробуждения эмоций, побуждать к выбору определенной позиции, обязательно все это правильно оформлять в речевой ситуации. Этому существует диалогическое обучение, которое осуществляется через акт коммуникации: читателя с текстом; учителя с учеником; одноклассников между собой.
Рассмотрим стадии итогового этапа на примере.
Тема: Красота настоящая и мнимая в сказке Е.-А.Гофмана «Щелкунчик».
Итоговая беседа:
- Что является счастьем для Элизы?
- Что является счастьем для людей вообще?
Вывод: Счастье, когда людям хорошо с тобой, когда ты кому-нибудь нужен.
Это интересно
Формирование умений и речевых навыков
с помощью раздаточного материала
Обучение с помощью метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи учащегося. Применение опорных сигналов важно потому, что позволяет избежать или сократить до минимума в процессе обучения и общения использование языка посредника - родного языка. Тем не менее, сохраняется опос ...
Инновационные образовательные учреждения
По мнению И.П. Подласого, образовательное учреждение является инновационным, если учебно-воспитательный процесс основывается на принципе природосохранности, педагогическая система эволюционирует в гуманистическом направлении, организация учебно-воспитательного процесса не ведет к перегрузкам учащих ...
Создание условий для укрепления здоровья детей
Совершенствование педагогического процесса призвано не только решать задачи образования, но также обеспечить охрану и укрепление здоровья подрастающего поколения. Это тем более необходимо, что вследствие падения экономического благосостояний населения страны, несоответствия условий обучения и учебн ...