pedagogyreview
Разное по педагогике » Использование интерактивных технологий на уроках литературы » Технологии интерактивного обучения и их использование на уроках литературы

Технологии интерактивного обучения и их использование на уроках литературы

Страница 1

В современной научной литературе отсутствует какая-нибудь классификация интерактивных технологий обучения. Условно их можно классифицировать по формам обучения (моделям), в которых реализуются интерактивные технологии:

а) кооперативное обучение;

б) коллективно-групповое обучение;

в) ситуативное моделирование;

г) отработка дискуссионных вопросов.

Формой кооперативного обучения является парная и групповая работа учеников.

Работу в парах можно организовать с различными целями: усвоение материала, закрепление его. Проверка знаний. Этот вид работы дает время подумать, обменяться идеями с партнером и только потом озвучить их перед всем классом. Приведу пример использования работы в парах на уроке литературы в 6 классе.

Тема: Образ Дика Сенда – пятнадцатилетнего капитана.

1. Слово учителя.

- Посмотрите на высказывание. Записанное на доске (вторая часть закрыта). Как вы думаете, чего не знает человек? Узнать об этом вы сможете, если правильно разложите таблицы со словами, которые лежат на партах. Прочтите полностью это высказывание. Можно ли отнести его к главному герою романа Ж.Верна Дику Сенду.

2. Ученики объединяются в пары, определяют, кто из них будет высказываться первым. Определяется время на выполнение задания.

3. По окончании времени на обговаривание пары представляют результат работы и отвечают на поставленные вопросы, аргументируя ответ.

4. Учитель открывает вторую часть высказывания, и дети видят правильный ответ. (Человек не знает только границы своей силы).

Это упражнение может предварять дальнейшую характеристику литературного героя.

Если на уроке необходимо решить сложную проблему, требующую коллективного разума, можно провести работу в малых группах. Примером может послужить фрагмент урока литературы в 7 классе.

Тема: «Рамаяна»

Учитель предлагает учащимся разделиться на группы и ответить на вопрос: какая черта характера объединяет положительных героев эпического произведения. Каждая группа работает над определенным отрывком из текста.

Задание для каждой группы:

- Определите и зачитайте слова в своем отрывке, которые мотивируют, объясняют поступки того или иного героя. (Ученики зачитывают ключевые предложения)

- Какая же черта характера объединяет поступки Дамаратхи, Рамы, Лакшмана, Ситы? (Верность долгу).

В каждой группе ученики распределяют роли между собой и выполняют свою работу. Спикер зачитывает текст, предлагает участникам высказаться по очереди, подводит итоги, определяет докладчика. Секретарь ведет записи результатов работы группы. Посредник следит за временем. Докладчик оглашает результаты групповой работы.

В зависимости от цели и содержания обучения возможны различные варианты организации работы в группах.

1. «Диалог». Суть его состоит в общем поиске группами согласованного решения.

2. «Синтез идей». Этот вариант очень похож на предыдущий, но после выполнения задания ученики передают свой вариант ответа другим группам для дополнения. Обработанные таким образом ответные листы передаются группе экспертов, которые составляют собственный отчет.

3. «Совместный проект». При этом варианте групповой работы задание должно показывать проблему с разных сторон. Каждая группа записывает результаты своего исследования на доске. В результате создается совместный проект.

4. «Поиск информации». Для групп разрабатываются вопросы, ответы на которые можно найти в разных источниках информации. В конце урока заслушиваются сообщения от каждой группы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно

Методика работы с раздаточными материалами на уроках английского языка
Стремление повысить эффективность обучения побуждает использовать групповую работу учащихся, в процессе которой происходит их самообучение и взаимообучение. Самообучение осуществляется во время самостоятельного изучения школьником фрагмента темы, взаимообучение - в ходе обмена освоенной информации. ...

Валеологическое образование в дошкольном образовательном учреждении
Основными задачами дошкольного учреждения по физической культуре детей являются: охрана и укрепление их здоровья, формирование у них жизненно необходимых двигательных умений в соответствии с индивидуальными особенностями, развитие двигательных способностей, накопление элементарных знаний о физическ ...

Виды и приемы обобщений
В методике преподавания математики нет общепринятой классификации видов обобщения. Используя обобщения, методисты в основном берут за основу классификации философов и психологов. Наиболее распространенной является классификация способов обобщений, предложенная Д.П. Горским. 1. Обобщение посредством ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru