pedagogyreview
Разное по педагогике » Использование интерактивных технологий на уроках литературы » Технологии интерактивного обучения и их использование на уроках литературы

Технологии интерактивного обучения и их использование на уроках литературы

Страница 7

Основа диспута – диалогическое высказывание с аргументированной защитой собственной идеи. Тема дискуссии сообщается заранее, чтобы учащиеся имели возможность тщательно подготовиться: прочесть дополнительную литературу, ещё раз обратиться к тексту художественного произведения, определить свою точку зрения и подобрать необходимые аргументы. Вопросы для дискуссии могут быть такими:

1. Триумф или трагедия Тараса Бульбы (по одноименной повести Н.В.Гоголя)?

2. Дон Кихот Ламанческий – сумасшедший человек или благородный рыцарь (по одноименному роману М. де Сервантеса)?

3. Тайна жизни непостижима, но мы не может отказаться от попытки познать её и понять ( по трагедии Гете «Фауст»).

4. «Быть или не быть – вот в чём вопрос…» (по трагедии В.Шекспира «Гамлет»).

5. Печорин – герой или жертва своего времени (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»)?

6. Кого убил Раскольников (по роману Ф.М.Достоевского «преступление и наказание)?

7. Кто правит миром (по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»)?

Диспуты проводятся потому, что не всегда ученики имеют четко сформулированные взгляды и убеждения, навыки управления общением, обобщения, хотя в подготовительной аудитории ведущим может стать один из способных учеников. Как лучше начать диспут? Начало разговора должно быть обязательно эмоциональным, настроенным на неравнодушное обсуждение вопроса, зажечь огонек полемики. Во вступительном слове сообщается тема, цель диспута, подчёркивается актуальность вопроса. Во время урока учитель внимательно выслушивает детей, незаметно заостряя их внимание на ключевых моментах, анализируя, обобщая. В заключительном слове обращает внимание на такие аспекты:

а) все ли желающие выступили;

б) были ли отступления от темы;

в) чем они вызваны;

г) пришли ли участники диспута к единому мнению;

д) в каких вопросах остались разногласия.

После диспута можно предложить небольшую творческую работу в качестве домашнего задания. Например, во время проведения диспута в 10 классе по теме № 3 ученикам предлагаются для обсуждения следующие вопросы:

- Какие проблемы поднимаются в произведении?

- Как изображены человек и общество в трагедии?

- Каким предстает мир в «Фаусте»?

- Что является в мире движущей силой?

Во время полемики могут возникнуть новые вопросы:

- Кем же является человек на земле – «божественным созданием» или «животным из животных»?

- Почему для Гете так важен был вопрос о сущности человека?

«Фауст» - сложное философское произведение, в котором поднимаются проблемы жизни и смерти, добра и зла, сущности бытия, назначения человека в мире. Поэтому на таком уроке ученики не только получают новые знания, но и учатся мыслить, понимать безграничность процесса познания, понимают необходимость духовного самосовершенствования. В конце урока вырисовывается общая картина понимания учениками темы дискуссии: «Человек – существо противоречивое. Он постоянно ищет смысл жизни, хочет познать всю глубину тайн природы и имеет на это моральное право, но раскрыть тайну этого безграничного и разнообразного мира во всех его проявлениях невозможно, так как мир постоянно меняется».

Чтобы не оборвать нить полемики на уроке, можно предложить ученикам написать сочинение на тему «Что есть человек на земле?». Это прекрасная возможность для каждого участника диспута ещё раз поразмышлять над бессмертными страницами великого гения. Не всегда полемика ограничивается школьным уроком, часто дискуссия продолжается после звонка. Именно в этом сила урока – диспута. Такие минуты живого, непосредственного общения с детьми особенно интересны. Ведь именно в этот момент открывается их богатый внутренний мир, пробуждается своё «я», проявляется желание творить.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Это интересно

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru