Таким образом, диспут активизирует мышление учеников, способствует развитию устной речи, формирует навыки культурного общения, учит создавать, помогает глубже осознать содержание художественного произведения, в котором поднимаются вечные вопросы человеческого бытия – социальные, философские, моральные, вызывает интерес к искусству слова.
В некоторых случаях можно провести дискуссию в стиле телевизионного тон-шоу. Это технология структурированной дискуссии, в которой принимают участие все ученики класса. Позволяет контролировать ход дискуссии, оценивать участие каждого ученика. Её целью является получение учащимися навыков публичного выступления и защиты собственной позиции, формирование общественной активности.
На таком уроке учитель является ведущим. Он объявляет тему дискуссии и предлагает ученикам короткий рассказ или просмотр видеофрагмента по исследуемой проблеме. Затем предлагает высказаться по теме «гостям» шоу, после чего дает слово «зрителям» (не более 2 мин). «Гости» должны отвечать коротко и конкретно. Ведущий тоже имеет право задавать свои вопросы и прерывать выступающего из-за ограниченности во времени.
На подготовительном этапе необходимо заранее сообщить тему ток – шоу. Из числа учеников класса выбрать 2 – 5 экспертов, выступающих в роли гостей. Попросить учеников продумать вопросы и определиться со своей точкой зрения, а экспертам – обработать дополнительную информацию. Аудиторию можно организовать по типу студии (ученики садятся полукругом возле экспертов).
В виде ток – шоу, к примеру, можно провести дискуссию на тему «Противоречия Печорина и его духовные проблемы», в начале дискуссии целесообразно показать отрывок из фильма по роману Лермонтова. Вопросы для обсуждения могут быть такими:
- Печорин пишет о себе: «Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле… Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно…» Тогда какой же он, герой Лермонтова?
-Способен ли Печорин на высокие чувства?
- Печорин говорит о том, что он приносит несчастье другим и сам страдает от этого. Правда ли это?
- Был ли Печорин когда-нибудь счастлив?
- Способен ли он на дружеские взаимоотношения?
- Что такое жизнь и смерть для Печорина?
- Какое место занимали женщины в его жизни? Каким он был в любви?
- Почему Печорина не устраивают тихие радости и покой семейной жизни?
- Что стало причиной разочарования в жизни и в людях?
- Чем Печорин отличается от своего окружения?
- За что он презирает людей? Как его это характеризует? Всех ли он презирает?
- Как вы думаете, случайной ли была смерть Печорина в романе или закономерной?
- Какие противоречивые черты характера обозначились, определились в Печорине?
- Почему Печорин – «лишний» герой?
- Вызывает ли он сочувствие?
После проведения ток – шоу можно также предложить написание сочинения для домашней работы.
Таким образом, преподавание литературы требует, на мой взгляд, от учителя не только глубоких знаний по предмету, а и искусства их адаптации в ученической аудитории. Чтобы знания не превратились в груду камней, давящих личность ученика, передавать их нужно при помощи новых методик, приобщая к этому процессу учеников.
Учителю, сделавшему свой выбор в пользу интерактивных технологий, необходимо продумать уместность использования данных технологий. Из личного опыта, руководствоваться такими методами выбора обучения, которые позволяют создать новые модели интерактивного обучения.
Это интересно
Использование речевого и дидактического материала для развития
фонематического восприятия
Фонематическое восприятие – настолько интересная составляющая часть языковой грамоты, что для его развития можно использовать массу пособий, игр и заданий. Проследим это на примере лишь некоторых конспектов и упражнений. Конспект фронтального занятия. 2 период обучения. Тема: «Звуки С – С ». Цель: ...
Роль дидактической игры в образовательном процессе на уроках технологии. И
её психолого-педагогическая сущность
Игра в самом общем понимании представляет собой такой вид непродуктивной деятельности, в которой мотив лежит не в её результате, а в самом процессе. Игра как социальный феномен сопровождает человечество на протяжении всей его истории, переплетаясь с магией, культовым поведением, спортом, военными т ...
Контроль
навыков письма
Объект контроля – степень сформированности коммуникативных навыков и умений, необходимых для выражения полученной информации в письменной форме, передачи субъективной информации. Показатели степени сформированности умений и навыков письма: 1) успешность осуществления письменного общения; 2) качеств ...