pedagogyreview
Разное по педагогике » Организация досуга младших школьников в каникулярное время в условиях детского дома » Особенности организации досуга детей младшего школьного возраста

Особенности организации досуга детей младшего школьного возраста

Страница 2

Таким образом, понятия “досуг” и “свободное время” взаимозаменяемы. Однако они не идентичны по смыслу. Когда говорят о свободном времени, акцентируется потенциальная возможность вариативно использовать его на что угодно. Некоторые люди проводят его неэффективно. Понятие «досуг» подразумевает использование человеком свободного времени для своего личностного развития.

Существует множество разнообразных типологий современного досуга. Наиболее распространено деление досуга на:

деятельный и созерцательный;

ежедневный, еженедельный, отпускной, праздничный;

домашний и внедомашний;

- индивидуально организованный и коллективно – организованный.

В зависимости от типа социально-досуговых учреждений, занимающихся организацией досуга, выделяют:

семейный досуг;

досуг в условиях дошкольного образовательного учреждения, школьный досуг, досуг, осуществляющийся в условиях других учебных заведений (ПТУ, колледжи, техникумы, вузы и т.д.);

досуг в школах - интернатах, детских домах;

досуг в летнем лагере;

досуг, который проводится в библиотеках, культурно-досуговых центрах, физкультурно-спортивных комплексах, музыкальных, хореографических, художественных школах и т. п.

Все вышеперечисленные социально – досуговые учреждения и институты являются основными.

К вспомогательным досуговым учреждениям относятся: средства массовой информации, театры, кинотеатры, творческие союзы, технические и спортивные общества, массовые добровольные организации.

Виды досуговой деятельности человека можно условно разделить на три группы:

а) просто отдых: игры, развлечения и т.д.

б) просвещение: усвоение, потребление культурных ценностей;

в) творчество: техническое, научное, художественное.

Таким образом, существуют различные виды досуга в зависимости от времени и места его проведения; типа социально - досугового учреждения, занимающегося его организацией, формы организации, вида досуговой деятельности.

В современных социально-экономических условиях досуг (в том числе и детский досуг) недопустимо коммерциализируется, и включенность в сферу деятельности досуговых учреждений становится уделом избранных в силу отсутствия у многих людей материальных средств, поэтому говорить о масштабности сферы влияния данных учреждений не приходится.

В результате в обществе создается вакуум в сфере социализации подрастающего поколения. Поэтому главным источником социальной информации для детей становится улица, определяя свои нормы поведения, формируя своеобразный «кодекс нравственности», диктуя свои условия общественного становления и выживания. В конечном итоге улица все больше и больше превращается в одно из самых действенных средств социализации подрастающего поколения. И, как результат – страстное желание детей разбогатеть, не прикладывая при этом ни физических, ни интеллектуальных усилий, и безудержный рост проявлений различного рода девиаций среди детей и подростков.

В этих условиях особую актуальность приобретает вопрос о соотношении между направленным процессом социализации и количественно преобладающим стихийным воздействием на индивида. К сожалению, чаще всего социализирующее воздействие на детей, подростков и юношество бывает случайным, мало организованным в целостную систему в различных сферах деятельности – в семье, в школе, в досуговых учреждениях. Случайными могут быть посещение кино, театра, выставки, выбора литературы для чтения и музыки для прослушивания. Случайным может оказаться окружение. И хорошо, если случайный выбор удачен, в противном случае он влечет за собой приобщение детей, подростков и юношества к ассоциальным явлениям.

Разрешение этого противоречия заключается в целенаправленной формирующей деятельности различных социальных институтов, ориентированной на формирование соответствия между лично значимым и общественно значимым, на формирование общечеловеческих ценностей у подрастающего поколения. Особая роль в решении этих задач отводится семье, школе и досуговым учреждениям .

Семья, являясь источником первоначального развития природных свойств человека, местом, где формируются его специфические социальные роли, закладываются основы отношения ребёнка к себе, к близким, к окружающему миру, оказывает существенное воздействие на процесс социализации подрастающего поколения.

Важную роль в социализации детей, подростков и юношества играет школа, где на различных этапах в программу образования включены предметы, способствующие оптимальному осуществлению этого процесса: «обществоведение», «основы этики и эстетики», «риторика», «этика и психология семейных отношений» и др. Однако этого совершенно недостаточно для полноценной социализации учащихся. Более активно целкнаправленная социализация школьников осуществляется через систему внеклассных мероприятий. Так, лекции и беседы на нравственно-этические, экологические, искусствоведческие и другие темы проводятся во всех общеобразовательных школах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно

Быстрота как психофизическое качество, ее характеристика
Быстрота как психофизическое качество — это способность выполнять двигательные действия в минимальный срок, которая определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий. Проявления такого качества, как быстрота, многообразны: это и быстрота реакции, и быстрота мышл ...

Основные понятия и виды педагогической деятельности
Обратимся к анализу понятий «человеческая деятельность» и «педагогическая деятельность». Под «деятельностью» понимается активность индивида (субъекта), направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного объективированного продукта материальной или духовной культуры. И.П. П ...

Организация упражнений по углубленному выявлению знаний и практических умений
Учитель: У вас на столах есть тесты-испытания. Работать будем самостоятельно. Тест-испытание «Алгоритм пошива игрушки» Учитель: Посмотрите на игрушки, Как же сшить охота! Чудо-слово «алгоритм»- Вот ваш ключ к работе! Учитель: А что такое алгоритм? Дети: Это последовательное выполнение действий. Учи ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru