pedagogyreview
Разное по педагогике » Особенности формирования фонематического анализа и синтеза у младших школьников с нарушениями письма и их коррекция » Методические рекомендации по формированию фонематического анализа и синтеза в процессе преодоления дисграфии у младших школьников

Методические рекомендации по формированию фонематического анализа и синтеза в процессе преодоления дисграфии у младших школьников

Страница 3

4. Подобрать слова, в которых заданный звук находится в конце слова.

5. Назвать животных, овощи, фрукты, растения, цветы и т.д., названия которых начинаются на заданный звук и оканчиваются этим звуком.

6. Назвать животных, овощи, растения, цветы и т.д., в названии которых заданный звук находится в конце или середине слова.

7. По сюжетной картинке подобрать слова, которые начинаются на заданный звук.

Третий этап. Определение последовательности звуков в слове.

1. Подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте, например: придумать слова, в которых звук [к] был бы на первом месте (кот, каша, капуста…), на втором (окно, школа…), на третьем месте (мак, сук…).

2. Выбрать предметные картинки, в названии которых определенное количество звуков.

3. По сюжетной картинке подобрать слова с определенным количеством звуков.

4. Подобрать слова с определенным количеством звуков. Например, с тремя звуками (дом, дым, мак, лак, рак), с четырьмя звуками (роза, лапа, косы, козы), с пятью звуками (сахар, банка, кошка, полка) и т. д.

5. Составить из одного слова несколько других: ствол (стол, вол); крапива (ива, парк, пар, рак, икра, арка); картина (тина, кит, рана, нитки, карта, танк) и т. д.

6. Игра «Радист».

Учитель дает картинку одному из учащихся. Первый ученик, не показывая картинки, должен по звукам продиктовать название предмета, изображенного на ней. Второй ученик при этом записывает буквы и читает получившееся слово.

Учитель дает «радирующему» сюжетную картинку и задание – передать определенное количество слов. Другой ребенок принимает «радиограмму» и зачитывает ее учителю.

7. Преобразовать слова:

а) добавляя звук в начале слова. Учитель задает вопрос: «Какое получится слово, если к данному слову добавить один звук (в начале слова)?» Примерные слова: рот – крот, мех – смех, челка – пчелка, Оля – Коля, Аня – Ваня, осы – косы, луг – плуг, игры – тигры, дочки – удочки, еда – беда, пушка – опушка и т. д.;

б) добавляя звук в конце слова. Примерные слова: бок – бокс, вол – волк, пар – парк, пол – полк, стол – столб, лис – лист и т.д.;

в) изменяя один звук слова (цепочка слов): сом – сок- сук – сух – сох – сор – сыр – сын – сон, коса – роса – роза – Рома – рама – мама – Маша – Саша – каша и т.д.;

г) переставляя звуки, например: пила – липа, палка – лапка, кукла – кулак, волос – слово и т. д.

8. Игра «Как называется цветок?».

Детям предлагается изображение цветка. На его лепестках нарисованы различные предметы. Название цветка можно узнать, если выделить из названий картинок первый звук. Например, на лепестках нарисованы предметы: рыба, очки, мыло, астра, шар, кубик, арбуз (ромашка).

9. Игра «Расколдуй слово».

На доске записаны «заколдованные» слова с измененным порядком букв: хоупл, смтоы, угьшл, ныбти.

Нужно «расколдовать» слово, расставив буквы в алфавитном порядке. Играющий, первый «расколдовавший» данное ему слово, считается победителем. (Ответы: лопух, мосты, глушь, бинты.)

10. Игра «ТРИ о».

На доске в три столбика записаны трехсложные слова с пропущенными гласными:

ХРШ ТЛКН ГЛСК

ДРГ БЛТ ГЛДН

ПТЛК ПВДК КЛКЛ

МЛК НСРГ КЛБК

МЛДЙ ХЛДН ЛКТК

МЛТК КГТК НГТК

Необходимо вставить пропущенные гласные, поставить в полученных словах ударение.

Четвертый этап. Определение количества звуков в слове.

1. Разложить предметные картинки под карточками с цифрами 3, 4, 5, в зависимости от количества звуков в их названии. Примерные картинки: дом, забор, кукла, крыш, волк, мак, сыр, косы, лиса, т.д.

2. Добавить картинку.

а) найти картинку, в названии которой столько же звуков, сколько в названии предметов, изображенных на карточке. Предлагаются, например, картинки с изображением ложки и ложки. Дети подбирают картинку, в названии которой 5 звуков.

б) найти картинку в названии которой на один звук больше, чем в названии предыдущей картинки на карточке. Предварительно определяется количество звуков в названии предметов, изображенных на карточке.

3. Определить количество звуков в названии предметов на картинке и положить под картинки карточки с соответствующими цифрами.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно

Дидактические игры на уроках технологии как способ формирования творческой деятельности
Подготовка школьников к трудовой деятельности остается одной из основных и актуальных задач современной школы. Началом такой подготовки является формирование у учащихся интереса к труду и потребности овладеть определенными трудовыми умениями, которые являются вехами формирования творческой деятельн ...

Результаты опытно-экспериментальной работы воспитателя по развитию творчества детей старшего дошкольного возраста
Экспериментальная работа проводилась на базе д/с «Алпамыс» г.Караганды с сентября 2012г. по февраль 2013 года. В эксперименте учувствовало 49 детей: 25 детей старшей группы «Аққу» экспериментальная группа; 26 детей старшей группы «Қызғалдақ» - контрольная группа. Конст ...

Изучение уровня сформированности фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений у младших школьников
Установлено, что на эффективность обучения детей можно рассчитывать в том случае, если у них сформировано познавательное отношение к речи. В частности, важное значение для обучения грамоте имеет осознанная ориентировка ребенка в звуковой структуре языка и в его словесном составе. В настоящее время ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru