pedagogyreview
Разное по педагогике » Особенности формирования фонематического анализа и синтеза у младших школьников с нарушениями письма и их коррекция » Методические рекомендации по формированию фонематического анализа и синтеза в процессе преодоления дисграфии у младших школьников

Методические рекомендации по формированию фонематического анализа и синтеза в процессе преодоления дисграфии у младших школьников

Страница 4

4. Добавить 1, 2, 3 или 4 звука к одному и тому же слогу так, чтобы получились разные слова. Например: па – пар, парк, парад, паруса; ко – кот, козы, кошка, корова и т. д. Назвать количество звуков в полученных словах.

5. Выбрать из предложения слова с определенным количеством звуков и записать их.

6. Подобрать слова на каждый звук, составляющий исходное слово. Слово записывается на доске, например:

КОЗА

Кот оса Зоя Аня

Каша окна зонт аист

Каток ослик забор арбуз

7. Игра «Кубики».

На гранях кубика различное число точек. Дети бросают кубик и придумывают число, состоящее из количества звуков в соответствии с количеством точек на грани кубика.

8. Игра «Разведчики».

Учащиеся – «разведчики». Каждый из них получает пакет с секретным «донесением», в «донесении» буквы, из которых нужно составить слова из 3, 4, 5, 6 звуков. Учащимся даются соответствующие картинки.

9. Игра «Играем в прятки».

Найти трех животных, спрятавшихся в стихотворных строчках.

ВыСОКО Летает стриж,

Но со мною не сравнишь.

Следы коСТРА У Самой пальмы,

Кора в ожогах, факт печальный.

Гром грохотал…

Весь лес тряСЛО.

Но я гулял грозе назло.

(Сокол, страус, слон)

Определить количество звуков в каждом из найденных слов.

Пятый этап. Определение места звука по отношению к другим звукам (какой звук слышится в слове перед и после данного звука).

1. Вписать буквы в кружки. Например, вписать в данные кружки третью букву следующих слов (можно предложить картинки): рак, санки, спинка, нога, трава. Назвать получившееся слово (книга).

2. Назвать слово, в котором буквы расположены в обратном порядке. Например: нос – сон, лес – сел, кот – ток, сор – рос, дар – рад, топ – пот и т. д.

3. От записанного на доске слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова. Например: дом – мак – кот – топор – рот – тина – арбуз – зонт и т. д.

4. Рассмотреть картинки. Назвать слово, в котором после [c] слышится [к]; после [п] произносится [к]; перед [т] находится [и], после [в] произносится [л’] и т.д.

5. Игра «Буква потерялась».

Вставить в данные слова пропущенные буквы: руч а, кры а, астр , ист, но ницы, ко ка, ко ова и т.д.

Назвать звук, который стоит перед (после) пропущенной буквы.

6.Игра «Подбери пару».

К словам первой строчки подобрать слова второй строчки так, чтобы они отличались только одной буквой:

1) пар, кот, усы, утка, ужи, каска, сук, кран, лещи, тон, сор, лапа, так;

2) клещи, стук, краска, шутка, трон, лужи, бусы, крот, спор, парк, танк, лампа.

Формирование письменной речи, которая решает задачи влияния на развитие произвольной деятельности, мышления, личности, поведения требует особого подхода к обучению детей письму.

Логопед не может игнорировать проблемы грамотности, совершенствуя письменную речь школьника.

Дисграфия представляет серьёзную проблему. От уровня грамотности граждан зависит благосостояние государства, его научный и культурный потенциал.

В последние десятилетие число детей с нарушением письма резко увеличилось, так как снизился интерес к чтению, увеличилось число запущенных случаев, когда данная патология диагностируется лишь в старших классах.

Нарушения чтения и письма находится в прямой зависимости от состояния интеллекта ребёнка и, влияя на весь процесс обучения в целом, оказывают негативное воздействие на психическое и речевое развитие.

На основании нашей работы можно сделать следующие выводы:

1. Из анализа педагогической литературы мы видим, что учения о нарушениях письма существуют уже более 100 лет. Однако и до настоящего времени вопросы диагностики и коррекции данного нарушения являются актуальным и сложным.

2. В ходе проведения данной работы нами проведено обследование фонематического анализа и синтеза у младших школьников по методике Т.А. Фотековой.

3. У детей младшего школьного возраста с дисграфией наблюдается отставание в формировании фонематического анализа и синтеза.

4. Данные констатирующего эксперимента свидетельствуют о трудностях развития устной и письменной речи у детей младшего школьного возраста. Следовательно, необходима целенаправленная логопедическая и коррекционная работы по развитию данного вида речевой деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно

Психолого-педагогическая характеристика детей с ФФН
Помимо указанных выше нарушений речевого (вербального) характера, отдельно следует охарактеризовать возможные особенности в протекании высших психических функций у детей с ФФН: - внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также – слабо сформированным произвольное в ...

Досуговая деятельность педагога-организатора как одна из форм профилактики компьютерной зависимости у подростков
Педагог - организатор. Специфика деятельности педагога-организатора заключается в разнообразии выполняемых им функций. Он может работать с детьми, подростками, молодежью в жилом массиве, в подростковом клубе, в образовательном учреждении. В учреждении дополнительного образования детей он также може ...

Контроль навыков письма
Объект контроля – степень сформированности коммуникативных навыков и умений, необходимых для выражения полученной информации в письменной форме, передачи субъективной информации. Показатели степени сформированности умений и навыков письма: 1) успешность осуществления письменного общения; 2) качеств ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru