В современном обществе особенно остро встала проблема социальной адаптации и успешной интеграции в общество детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Эти дети находятся в условиях социальной депривации уже в силу того, что они лишены самого главного для ребёнка – семьи, которую не заменит самый лучший детский дом. Тем не менее, за годы пребывания в детском доме дети должны освоить определённые социальные роли и нравственные нормы, чтобы не стать жертвами процесса социализации, чтобы жить полноценно и счастливо, чтобы получить профессию, создать семью, реализовать себя в жизни.
Педагогически направленная социализация воспитанников детских домов должна осуществляться во всех сферах воспитательной и образовательной работы, в том числе и в сфере досуговой деятельности.
Стержнем адаптации и интеграции детей из детского дома в общество является воспитание у них чувства дружбы, готовности к взаимопомощи. Нельзя не учитывать, что взаимопомощь в группах детского дома сочетается с конкуренцией. Дети, не имеющие родителей, родственников, ревнуют к детям, имеющим родителей или родственников, а также к детям, которых выбирают на опеку, усыновление. Поэтому группы для проведения досуга следует комплектовать с учётом возможности общения, лидерства.
Очевидно, что критическим фактором, определяющим особенности развития детей в детском доме, трудности их обучения и воспитания, выступает отсутствие положительного влияние семьи. Иногда педагоги и воспитатели детских домов, понимая это, пытаются построить свои отношения с воспитанниками по типу семейных. При этом чрезмерно эксплуатируется эмоциональная сторона общения, что, однако, не приносит ожидаемых результатов, а лищь изматывает, выхолащивает педагога. В современной психологической литературе преобладает мнение, что связи воспитателей и воспитанников закрытых учреждений не должны имитировать семейных .
В условиях детского дома отношения “взрослый – ребёнок” и “ребёнок – ребёнок”, как правило, фиксированы, в связи с этим диапазон представлений ребёнка о социальных ролях ограничен. Преодоление этого ограничения во время досуговой деятельности детей возможно за счёт включения воспитателя в детскую ролевую игру в нетрадиционной для него роли ребёнка. Это позволяет ребёнку преодолеть жёсткость ролевой позиции взрослого и своей собственной.
При организации игр по правилам в детских домах желательно участие в них воспитателей на равных с детьми правах, но при этом мастерство воспитателя значительно превышает умение детей; ему следует менять свою позицию в процессе игры: периодически (но не всегда) он должен подыгрывать ребёнку, приближая тем самым свою роль к роли партнёра – противника.
В деятельности детского дома или школы-интерната приобретают особую актуальность принципы педагогики и психологии, учитывающие индивидуальные особенности детей. В первую очередь целесообразно вовлекать воспитанников в деятельность, интересную для них и вместе с тем обеспечивающую развитие их личности. Главное, она должна быть нацелена на достижение успеха, что усиливает мотивацию саморазвития личности.
Каникулярное время относится к сфере наибольшего благоприятствования для развития личности, когда можно практически для каждого ребёнка создать ситуацию успеха. Именно успех придаёт силы, веру в возможность преодоления любых препятствий, создаёт основу для формирования высокой самооценки, проявления неординарности и индивидуальности ребёнка, без которых невозможно становление здоровой психики.
Досуговая деятельность детей в связи с этим должна быть многообразной, включать различные формы образовательной, творческой, спортивной деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы детей. Особое внимание должно уделяться созданию условий для свободного выбора ребёнком видов деятельности.
Поскольку ведущей деятельностью младшего школьника является учебная деятельность, во время досуга необходимо развивать у детей качества, от которых зависят их успехи в учёбе: интеллект, образное мышление, креативность. Для этого важно расширять конкретно – чувственный опыт воспитанников детского дома: увеличивать “пространство обитания”, в каникулярное время чаще совершать с детьми прогулки за территорию детского дома, всевозможные экскурсии, менять обстановку, в которой дети занимаются досуговой деятельностью.
Необходимо увеличение числа и разнообразия тех предметов, которые предназначены для развития различных сторон психики младшего школьника. Огромное значение для развития детей данного возраста имеет манипулирование с песком, водой, пластилином, камешками, деревяшками. Именно в процессе такого манипулирования (переливание, пересыпание, изменение формы предметов при лепке, многократное соотнесение между собой различных объёмов, плоскостей, весов и т. п.) закладываются важнейшие наглядно – образные представления ребёнка о величине, форме, строении предметов.
Это интересно
Анализ опыта работы с детьми из различных семей в практике А.С. Макаренко
А.С. Макаренко в «Лекциях о воспитании» говорил – воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитывать. Правильное воспитание с самого раннего детства - это вовсе не такое трудное дело, как многим кажется. По своей трудности это дело по силе каждому человеку, каждому отцу и ка ...
Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей
дошкольного возраста
Правильное физическое воспитание детей - одна из ведущих задач дошкольных учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является фундаментом общего развития человека. Ни в какой другой период жизни физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые шесть ...
Быстрота как
психофизическое качество, ее характеристика
Быстрота как психофизическое качество — это способность выполнять двигательные действия в минимальный срок, которая определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий. Проявления такого качества, как быстрота, многообразны: это и быстрота реакции, и быстрота мышл ...