pedagogyreview
Разное по педагогике » Методика контроля знаний по русскому языку младших школьников » Специфика контроля по русскому языку

Специфика контроля по русскому языку

Страница 1

Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письмен­ных работ: диктантов, грамматических зада­ний, контрольных списываний, изложений, те­стовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфо­графических и пунктуационных умений и на­выков.

Грамматический разбор есть средство про­верки степени понимания учащимися изучае­мых грамматических явлений, умения произ­водить простейший языковой анализ слов и предложений.

Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированное умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы пред­ложения, устанавливать части текста, выписы­вать ту или иную часть текста.

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное со­держание текста без пропусков существенных моментов; умение организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Тестовые задания - динамичная форма про­верки, направленная на установление уровня нормированности умения использовать свои знания. В теории и практике обучения разрабо­таны и успешно применяются различные виды, формы и методы повторения. Опре­деленное место в процессе повторения за­нимают тесты.

Тесты — это стандартизированные зада­ния с вариантами ответов, среди которых даются верные и неверные. Нередко в зада­нии закладывается не только содержание ответа, но и его форма(5,76) Последняя часто бы­вает также стандартизированной: вычерк­нуть лишнее, продолжить запись; отметить правильный ответ знаком «+», неправиль­ный — знаком «-», иногда поставить либо только «+», либо только «-»; нередко пред­лагается отметить выбранный ответ с по­мощью определенного сигнала-символа и т.п. Работающий с тестами должен опреде­лить верный ответ и выделить его в соответ­ствии с заданной формой.

Различают несколько видов тестов. В тестах на выборку ответы даются в виде по­вествовательных предложений, из которых ученик должен выбрать верный. При этом могут быть запрограммированы для выбора один или несколько ответов. Это самый распространенный вид тестов. Близкими к тестам на выборку являются тесты по мето­ду исключения понятия, когда ответ на воп­рос дается не предложением, а отдельными словами. Исключив (чаще всего путем за­черкивания) неправильные ответы, ученик автоматически выделяет верные и невольно акцентирует на них внимание. Применяются также тесты по

принципу

неоконченных слов, предложений, когда уче­нику предлагается закончить запись. Часто тесты требуют ответов да, нет, не знаю. Последняя формулировка ответа может быть в разных вариантах: сомневаюсь, воз­держиваюсь от ответа и т.п. Могут быть тесты, решение которых приводит к созда­нию схем, графиков — это объединение стрелками («дорожками») элементов, свя­занных между собой знаний. Работа с таки­ми тестами помогает ребенку устанавли­вать связь между понятиями. Нередко этот вид тестов называется «тест-перекрест», так как при рисовании стрелок они почти всегда пересекаются. Названная система видов тестов является открытой и доста­точно интересной для начальной школы.

Тесты чаще всего предлагаются на спе­циальных карточках отдельным (индиви­дуальное повторение) или всем учащимся (фронтальное повторение) класса. Тесты применимы и в групповой деятельности. В этом случае работа группы организуется так, чтобы учащиеся могли обсуждать вы­бираемый ответ. Это способствует форми­рованию коммуникативных качеств, уме­ния отстаивать свою точку зрения, внима­тельно выслушивать собеседника. Группо­вая работа с тестами, как правило, применяется при закреплении знаний и не преследует цели контроля достижений учащихся.

Групповая работа с тестом в I классе ор­ганизуется только в том случае, если есть читающие дети. В каждой группе должен быть хотя бы один читающий ребенок. Оп­тимальный вариант группы — три человека.

В образовательном процессе тесты име­ют большое значение. По результатам вы­полнения тестов можно судить об уровне знаний, умений и навыков учащихся, о степени развитости их некоторых лично­стных качеств, а значит, об успешности или, наоборот, неуспешности определен­ного этапа обучения для всего класса или отдельных учащихся. Тесты предполагают наличие у пользователя определенного объема информации, поэтому они чаще всего применяются при повторении и зак­реплении знаний. Здесь тесты обеспечивают возможность учителю получить доста­точно оперативную обратную связь о ре­зультатах усвоения учебного материала (отдельного вопроса или темы в целом) учащимися класса. Это очень важная функция тестов, так как она позволяет экономить время, выделяемое на проверку знаний,

вовремя корректировать учебный процесс, а значит, повышать его эффектив­ность. Тесты дают возможность для выявления уровней знаний учащихся, некоторых инди­видуальных характеристик учебной дея­тельности детей, таких, как темп деятель­ности, сосредоточенность, степень разви­тости памяти, внимания, отношение к делу. Следовательно, работа с тестами помогает изучать личностные особенности каждого ученика и продуктивнее индивидуализиро­вать учебный процесс. Таким образом, вы­полнение детьми тестовых заданий и после­дующий их анализ учителем способствуют творческому росту педагога, так как требу­ют от него поиска новых подходов в обуче­нии и особенно в индивидуальной работе.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно

Воспитание творческой личности в педагогической практике
В выборе цели воспитания необходимо опираться на воспитание личности, способной быстро реагировать на изменения в обществе, т.е. личности, готовой к творческому созиданию себя в интересах общества. Целью воспитания должно стать воспитание творческой личности, способной к ответственному социально и ...

Диагностика мотивов учебы и познавательного интереса младших школьников
В любое время, в каждой школе и классе есть дети, которые отстают в учении от своих одноклассников по причине нежелания учиться, т.е. по причине отсутствия ценнейшего и самого важного из мотивов учения — познавательного интереса. Анализ многочисленных исследований и наши собственные данные приводят ...

Эмпирическое исследование организации логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении
Эмпирическое исследование проводилось в логопедической группе «АБВГДейка» МДОУ д/с № 66 «Теремок» г. Таганрога Ростовской области. В соответствии с нормативно-правовой базой в указанной группе работают учитель-логопед и два воспитателя, а также помощник воспитателя. В детском саду есть педагог-псих ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru