Известно, что качество овладения учебным материалом, успешность формирования ведущих умений в области языка во многом определяются тем, насколько осознанно и прочно усвоены учащимися теоретические положения школьного курса в национальной школе.
Достаточно отчетливо
проявляется указанный недостаток
при
обучении словообразованию. Данный раздел имеет большое практическое значение, предусматривает совершенствование умения правильно членить слова по составу, которое должно быть постоянно в центре внимания учителя. Это не означает, что контроль должен сводиться лишь к заданиям практического характера: определить состав слова, выделить в слове суффиксы и окончания, подобрать однокоренные слова и т. п. Объектом проверки и оценки должно стать и качество усвоения знаний, которые влияют на успешность формирования указанного умения и обеспечивают его непрерывное развитие. К таким теоретическим сведениям относятся понятия корня, приставки, суффикса и окончания как значимых частей слова, т. е. тот теоретический материал,
который предлагается учащимся в виде определений
Между тем последовательность этапов обучения определяет рост требований к ответу школьника. Разными, например, будут и требования, и критерии оценки ответа, показывающего степень осознания учащимися основных признаков окончания как значимой части слова, если эти знания проверяются у учеников с различной лингвистической подготовкой, определяемой этапом обучения:
— этап знакомства с составом слова
по русскому языку
— первые уроки изучения словообразования
— обобщающе-повторительные уроки по теме «Словообразование»;
— изучение последующих разделов школьного курса в классах, где в ходе практической деятельности учащихся расширяются и уточняются знания об окончании;
— уроки повторения, предусмотренные в конце каждого учебного года.
Во всех указанных случаях должна проверяться та реальная сумма знаний об окончании, которую усваивает ученик к моменту текущей проверки. При организации контроля нужно учитывать, что в ходе разнообразных видов языкового анализа (прежде всего морфологического) представление об окончании как значимой части слова из урока в урок, из года в год уточняется и развивается за счет углубления и расширения знаний в области грамматики (изменяемые и неизменяемые части речи, формы слова и грамматическое значение окончания, морфологические категории, имеющие нулевое окончание и т. д.), словообразования (формы слова и однокоренное слово, окончание и основа слова, общие и отличительные признаки окончания и других значимых частей слова, особенность структуры глаголов и глагольных форм с суффиксом -ся/-сь, опора на значение слова при выделении в нем окончания: голова, но гол | ов~|— гол и др.).
Другая причина, порождающая формализм в обучении, заключается в том, что не всегда в ходе проверки принимается во внимание характер деятельности учащихся национальных школ результат которой нужно оценить, а также степень трудности вопроса или задания, уровень самостоятельности школьника при их выполнении.
Так,
ученику легче дать устный ответ на вопрос «Что называется корнем слова?», чем оформить его письменно. Значительно проще задание на воспроизведение словесной формулировки определения, чем задание, требующее развернутого, связного ответа, системы доказательств, примеров («Почему корень, приставка, суффикс и окончание называются значимыми частями слова?», «Какие признаки приставки и окончания являются общими?» и т. д.).(6,87).
Это интересно
Методические рекомендации по реализации проблемного обучения на кружковых
занятиях в 5 классе
В качестве одной из главных целей, которые мы ставили перед собой в данной работе, являлась разработка занятий для проведения кружка математики в 5 классе с использованием метода проблемного обучения. Данная возрастная категория выбрана не случайно, так как в 5 классе учатся дети 11-12 лет. Это пер ...
Теоретические аспекты понятия «познавательный интерес»
Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности. Важность развития познавательного интереса у учащихся в современных условиях обучения не вызывает никаких сомнений. Однако вопрос о том, каким образом достигнуть наибольшего э ...
Преимущества и недостатки обучающих программ
В основе учебных пособий часто лежит методика программированного обучения, что налагает определённые требования на структуру и методику обучения с использованием этих средств. С технической точки зрения, такие учебные средства часто имеют характер презентаций и строятся как наборы слайдов. Такой по ...