pedagogyreview
Разное по педагогике » Методика контроля знаний по русскому языку младших школьников » Формы контроля знаний по русскому языку

Формы контроля знаний по русскому языку

Страница 12

Вот некоторые примеры подобных заданий:

1) составить словосочетания «глаг. во 2-м л. ед. ч. + сущ. в косв. пад.», используя глаголы мирить - мириться, рассердить -рассердиться, извинить - извиниться и т.п.;

2) составить предложения, включая в них словосочетания «глаг. + личн. мест. я в косв. пад.», используя глаголы грубить, тосковать, скучать'.

3) поставить слово в такой-то форме:

4) прочитать слово (для проверки правильности произношения и т.п.).

Подобные задания предлагаются учащимся после анализа материала, иллюстрирующего нормы произношения, изменения, употребления слов. построения словосочетаний. Их цель - про­контролировать (диагностировать), как учащиеся овладевают нормами русского литературного языка.

На этапе текущего контроля используются следующие виды заданий: творческий диктант, свободный диктант, диктант с про­должением. При проведении названных контрольных упраж­нений диагностирующего характера учитель получает сведения о том, как протекает формирование отдельных речевых умений учащихся: правильно строить предложения; определить основную мысль высказывания и выразить ее самостоятельно: соблюдать определенную композиционную форму при изложении текста;

подбирать доказательства при рассуждении; связывать части вы­сказывания определенными языковыми средствами и т.п.

Контроль за формированием речевых умений учащихся в дан­ном случае осуществляется одновременно с проверкой сформиро­ванное других умений, прежде всего правописных, о чем свиде­тельствует общее название работы - диктант (3). В процессе его написания проверяется умение пользоваться словами и граммати­ческими формами, синонимичными конструкциями. Речевые умения проверяются в ходе записи, обогащения и изменения текста.

Творческий диктант на этапе контроля проводится без предварительного разбора задания. Учащиеся самостоятельна анализируют задачу, поставленную учителем (что следует вклю­чить в текст диктанта или заменить в нем), самостоятельно ре­шают ее.

Свободный диктант дает учителю возможность прове­рить умение учащихся воспринимать и запоминать услышанное, передавать его содержание близко к тексту с использованием тех языковых единиц, которые есть у автора. Кроме того, контроли­руется умение учащихся соединять предложения в процессе записи текста, пользуясь различными видами межфразовой связи, пра­вильно применять нормы русского литературного языка. Наряду С этим проверяются и правописные умения учащихся. Контроль­ный свободный диктант проводится без предварительного анали­за текста, без предварительной подготовки.

Диктант с п р о д о л ж е н и е м предполагает, что после за­писи основного текста учащиеся продолжают его в направлении, указанном учителем: делают выводы, дают оценку событиям и героям, описанным в основном тексте, продолжают развитие сю­жета и т.п. Для того чтобы учащиеся справились с заданием на продолжение текста, он должен быть несколько меньшим по объ­ему по сравнению с текстом обычного диктанта.

Диктант с продолжением дает возможность проверить, как формируются важнейшие речевые умения учащихся: определить основную мысль высказывания, развивать (разворачивать) сюжет повествования, умение ввести в основной текст микротекст друго­го типа (в повествование - описание, например), строить рассуж­дение в правильной композиционной форме и т. п.

Таким образом, учитель может одновременно проверить, как формируются различные виды умений учащихся: правописные (первая часть работы - запись текста под диктовку) и речевые (вторая часть работы - продолжение текста). Причем проверка ор­фографических умений является основной целью задания, а про­верка речевых умений - сопутствующей. Очевидно, что при оценке названных видов диктанта - творческого, свободного, с продолже­нием - учитель выставляет ученику две отметки: за орфографиче­скую и пунктуационную грамотность и за речевое задание (о кри­териях оценки речи учащихся будет сказано ниже).

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13

Это интересно

Современная духовная музыка. Жанры и представители
В наше время духовная музыка становится все более актуальной. Люди стали читать много духовной литературы, а значит, и развивать свой дух всеми возможными способами, в том числе и музыкой. Такой же интерес к духовной музыке стали проявлять и современные композиторы. Они пишут, как и авторскую духов ...

Актуальность педагогического творчества И.Г. Песталоцци в наши дни
И.Г. Песталоцци стал одним из первых педагогов, кто обратил внимание на необходимость организации специальной подготовки воспитателей учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из низших классов общества. Более двадцати лет швейцарский педагог на практике осуществл ...

Санитарно-гигиенические требования к кабинету информатики
Большое влияние на самочувствие и работоспособность человека оказывает микроклимат производственных помещений, который определяется температурой воздуха, его составом и давлением, относительной влажностью, скоростью движения потоков. В соответствии с ГОСТом 12.1.005-76 и СНиПом II-4-79 следует собл ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru