pedagogyreview
Разное по педагогике » Методика контроля знаний по русскому языку младших школьников » Формы контроля знаний по русскому языку

Формы контроля знаний по русскому языку

Страница 2

И, наконец, серьезным недостатком в организации контроля является некоторая разобщенность двух взаимосвязанных сто­рон Проверки: контроль за усвоением знаний, с одной сто­роны, и овладением умениями — с другой. Абсолютизация одного из аспектов контроля приводит к формализму, который проявляется в вербальном (словесном) характере приобрета­емых знаний.

Так, проверка усвоения учащимися понятий корня, при­ставки, суффикса и окончания иногда сводится к тому, что школь­нику предлагается воспроизвести соответствующее определение («Что называется окончанием?»). Если учитель злоупотребляет подобными вопросами, не требуя от учеников доказательных ответов, не предлагая заданий, направленных на то, чтобы вы­явить степень осознания учеником содержательной стороны определения, то школьник обычно довольствуется механическим заучиванием лингвистического определения без достаточного осмысления его. В этом случае ученик усваивает только словес­ную форму выражения и знания, а не его содержание. Вот поче­му даже дословное воспроизведение определения не является еще доказательством того, что учеником оно осмыслено, понято и воспринимается как руководство в практической деятельности, т. е. в ходе морфемного разбора.

Между тем формирование знаний и умений — процесс дву­единый, компоненты его тесно связаны и обусловливает друг друга. Знание определений корня, приставки, суффикса и окон­чания вооружает ученика надежным способом действия, фор­мирует важнейшие направления и этапы морфемного анализа слова. Однако ученик не всегда правильно понимает практи­ческое назначение тех знаний, которые он получает в виде определений. Усвоенные на вербальном уровне, эти определения загружают память учащихся и не оказывают необходимого воз­действия на процесс обучения. При этом школьники не ощу­щают потребности в этих знаниях при выполнении практичес­кого задания.

Добиться от учащихся неформального усвоения знаний, понимания сущности и практической значимости этих слово­образовательных сведений (понятие корня, приставки, суф­фикса и окончания как значимых частей слова) можно в резуль­тате специальной работы над содержанием лингвистического определения. Организующую и направляющую роль в такой работе выполняет текущая проверка знаний, предназначенная для того, чтобы систематически поставлять информацию о ходе усвоения школьниками учебного материала (что понимается учащимися в достаточной мере, а что требует дополнительной отработки в ходе языкового анализа).

Обратимся к определениям, которые имеются в школьном учебнике для 4 класса национальных школ. В них содержится указание на три существенные стороны разных морфем: 1) это значимые части слова; 2) каждая морфема выполняет определенную функцию в языке и 3) имеет определенное местоположение в структу­ре слова.

К моменту изучения «Словообразования» в 4 классе у школь­ников накапливается определенный лингвистический опыт в дан­ной области языка, в частности сведения о последовательности расположения морфем в слове. Поэтому наиболее легкой для понимания и воспроизведения оказывается та часть определений, где говорится о местоположении значимых частей слова (при­ставка находится перед корнем, суффикс стоит после корня). Уже на самых первых уроках по словообразованию можно про­верить, что учащиеся знают о порядке следования морфем в словах. Проверить это помогают не только и не столько вопро­сы на воспроизведение определений морфем, сколько задания, нацеливающие на сопоставительный анализ разных фактов язы­ка в области словообразования и активизирующие мыслитель­ную деятельность школьников:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно

Метод изучения релаксации напряжения
Явление релаксации - это процесс перехода из неравновесного в равновесное состояние любой физико-химической системы в пределах одного и того же фазового (агрегатного) состояния. Скорость процесса релаксации зависит от молекулярной подвижности элементов структуры системы. Релаксационные процессы в п ...

Определение и методическая структура ролевой игры
К ролевой игре методика преподавания идет уже давно. Упражнения типа «читайте по ролям», «инсценируйте диалог» занимают прочное место в арсенале методических приемов, так как в процессе драматизации происходит более полное осознание смысла текста и одновременно происходит более полное осознание смы ...

Психологические особенности средств зрительной наглядности в обучении английскому языку
Если бросить ретроспективный взгляд на историю развития цивилизации, то нетрудно установить, что люди всегда прибегали к использованию вспомогательных средств для успеха обучения подрастающего поколения. Так, например, данные археологических раскопок свидетельствуют о том, что в очень далекие от на ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru