pedagogyreview
Разное по педагогике » Методика контроля знаний по русскому языку младших школьников » Формы контроля знаний по русскому языку

Формы контроля знаний по русскому языку

Страница 5

В ходе текущей проверки должна быть выявлена степень осознанного употребления в речи формулировок: «образует но­вые слова», «образует формы одного и того же слова», «слу­жит для связи слов в словосочетании и предложении»:

1) Какие значимые части слова используются для образования новых слов? Докажите.

2) Как вы понимаете выражение «образует новые слова»?

3) Докажите, что слова книга — книжный являются однокореннымн, а книга — книгой — формами одного и того же слова.

4) Объясните смысл выражения «служит для связи слов в словосочета­нии и предложении».

5) От слова город образуйте новые слова (однокоренные слова) и несколь­ко форм этого слова. Сделайте вывод о том, какие значимые части слова при­нимают участие в образовании новых слов, а какие — в образовании форм слова.

Основная функция корня заключается в том, что он несет «общее значение всех однокоренных слов». Данная формули­ровка, содержащаяся в школьном учебнике, обычно дословно воспроизводится учениками, однако в практической деятель­ности они нередко допускают серьезные ошибки, вызванные тем, что недооценивают значение смыслового анализа корня и одно­коренных слов. Особенно ярко это проявляется в тех случаях, когда в упражнении сталкиваются слова с корнями-омонимами (запарился — попарно, ножницы — подножье, горный — при­гореть—горевать). Разнообразные формы анализа таких слов помогают усвоению школьниками самой сути понятия о корне, а в ходе текущей проверки из урока в урок, предлагая учащим­ся специальные задания и вопросы, можно проследить за тем, как усваивается ими понятие корня как значимой части слова, основные свойства однокоренных слов, как осознается основное назначение корня в слове (основной носитель лекси­ческого значения, общего для всех однокоренных слов).

Так, понимание трех главных свойств морфем, тех свойств, которые нашли отражение в школьных определениях, помо­гает выделить три важных момента, которые необходимо учи­тывать учащимся при разборе слова по составу. Во-первых, вычленение морфем нужно производить с учетом значения сло­ва в целом и значения отдельных морфем, входящих в его сос­тав. Во-вторых, при квалификации морфемы необходимо учи­тывать ее местоположение в слове и, в-третьих, ту функцию, которую она выполняет.

Проверить степень усвоения учащимися всего объема зна­ний о морфемах позволяют прежде всего задания на воспро­изведение формулировок определений. Но эти задания не всегда позволяют выявить реальные знания, степень понимания школь­никами воспроизведенного текста. Вот почему наряду с тра­диционной формулировкой заданий «Что называется .?» целе­сообразно использовать и усложенные варианты вопроса, когда, например, предлагается схема ответа, в которой выделяются структурные части определения.

Вставьте пропущенные части:

Приставка —

это . .

2. которая обычно

стоит

3. и служит для

Например:

Своеобразным заданием на воспроизведение формулировки определения является ответ учащегося в форме рассказа по предложенному плану.

Расскажите все, что вы знаете о суффиксе по плану:

1. Какие признаки являются общими для суффикса, корня, приставки и-окончания?

2. В каком месте слова обычно располагается суффикс?

3. Для чего суффикс используется в языке?

Третий вид заданий предполагает ответ-рецензию учащегося на предложенные для сравнения варианты формулировок.

Какой из ответов учащихся является правильным ч наиболее полным?

1. Приставка—часть слова, стоящая перед корнем: приезжать.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Это интересно

Инвестиция в качество российского образования
Задачи: создание образцов высокого качества образования («точек роста»), поддержка классных руководителей и учителей начальных классов; стимулирование созидательной активности молодежи (проекты развития городов, сел, регионов, предпринимательские инициативы, достижения в спорте, учебе, науке, культ ...

Характеристика этапов речевого развития в онтогенезе
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза пара ...

Интонационные упражнения
Выбор приемов, которыми пользуются педагоги на занятиях сольфеджио, во многом зависит от условий работы, от состава группы. Педагог при этом должен ясно представлять себе возможности какого-либо методического приема в постепенном нарастании трудностей, а так же пути достижения результатов, на котор ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru