2. Последовательно ли отвечал товарищ?
3. Можно ли считать его ответ полным, убедительным?
4. Достаточно ли было приведено примеров, фактов для подтверждения изложенных положений?
5. Были ли ошибки, недочеты по существу и по форме изложения?
Возможен и такой план анализа.
1. Каковы основные положения выступления? Правильно ли они изложены?
2. Был ли ответ по плану, есть ли в нем логические нарушения?
3. Достаточно ли было иллюстративного материала?
4. Все ли было верно в ответе, все ли вам понравилось?
5. Какие советы товарищу вы могли бы дать на будущее?
При организации проверки знаний необходимо учитывать, каким образом и в каком объеме изучается то или иное понятие в школе: путем формулирования правил (определений) или путем непосредственного применения термина к соответствующему языковому факту; способом указания на основные признаки понятия (описательно) или с помощью расчленения разновидностей какой-либо языковой единицы Например, по программе V класса национальной школы школьники изучают раздел «Фонетика и графика» и узнают о классификации звуков русского языка по различным основаниям: гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие. Как сформулировать вопрос для проверки знаний учащихся по данному материалу? Возможные варианты вопроса таковы: что называется звуками речи? Что такое звуки речи? Какие ты знаешь звуки речи? Но правомерным является лишь третий вопрос, так как на все остальные учащийся ответить не сможет: определения звука речи в школе не дается, понятие формируется через непосредственное прикрепление термина к фактам языка.
Для обучения школьников рассказу об изученных понятиях и языковых фактах в учебнике используются такие виды заданий, как составление плана рассказа о том или ином явлении; предъявление готового плана для подготовки задания; подбор примеров к пунктам плана, данного в учебнике. Так, в одном из школьных учебников для V класса дается следующее задание: «Расскажите об имени прилагательном как части речи по плану. К какому стилю вы отнесете ваше высказывание об имени прилагательном как части речи?» Следовательно, к выполнению контрольных заданий подобного типа школьники должны быть подготовлены: они должны знать, как строится рассказ, в котором раскрываются основные признаки изученного понятия.
. Ответы на вопросы практикуются на всех этапах изучения теоретического материала. Вопросы могут быть составлены таким образом, чтобы ученик в своем ответе ориентировался на воспроизведение данных в учебнике формулировок определений и правил: что называется местоимением? Каковы основные признаки словосочетания? Что нужно сделать, чтобы правильно определить падеж имени существительного? Это вопросы к памяти учащихся, проверяющие, как они запомнили изученные факты, явления, правила и т.п. Если необходимо выяснить, как ученик осмыслил то или иное определение или правило, формулируются вопросы, в большей степени активизирующие его мыслительную деятельность. Это вопросы-проблемы, по определению Н.С.Позднякова. (7 с, 48.)
Сравним вопросы, приведенные под рубрикой «Контрольные вопросы и задания» в учебнике русского языка для 4 класса после изучения темы «Имя прилагательное»:
1) Дайте определение имени прилагательного.
2) Приведите примеры кратких прилагательных.
3) Как определить написание безударных окончаний имен прилагательных?
4) Почему вопросительное слово какой? помогает определить окончание имен прилагательных?
Очевидно, что первые три вопроса и пятый вопрос требуют от учащихся воспроизведения формулировок, приведенных в учебнике. Это вопросы воспроизводящего характера. Остальные требуют от учащихся обобщения, сопоставления изученных явлений, выделения и сравнения определенных признаков и т.п. Это вопросы проблемного характера.
Это интересно
Традиционные и нетрадиционные средства семантизации лексики
Сформированное умение читать, говорить или понимать иноязычную речь невозможно без прочных знаний и умений в области лексики, ибо с ее помощью происходит прием и передача информации. В связи с этим на занятиях по английскому языку должно быть уделено серьезное внимание работе над лексикой. В соотве ...
Интонационные упражнения
Выбор приемов, которыми пользуются педагоги на занятиях сольфеджио, во многом зависит от условий работы, от состава группы. Педагог при этом должен ясно представлять себе возможности какого-либо методического приема в постепенном нарастании трудностей, а так же пути достижения результатов, на котор ...
Проблема одаренности в младшем школьном возрасте
Каждой ступени детства присуща своя и для последующих возрастов не характерная готовность, расположенность к умственному росту. С точки зрения предпосылок развития дети как бы одареннее взрослых; но очень важно не упустить эти, на время возникающие внутренние условия развития. Многое в способностях ...