Подбор слов и составление словосочетаний и предложений учащимися и их анализ. Этот метод контроля проверяет знания учащихся в единстве с умениями и навыками. Он используется также на всех этапах изучения программного материала. Для реализации этого метода правомерны следующие виды заданий: подбор и запись примеров на определенное правило, для иллюстрации того или иного явления; задания на применение правил (например, вставить в данное слово пропущенные буквы и обозначить условия выбора орфограмм), в основе которых лежит анализ данных учителем примеров; классификация данных учителем примеров по различным основаниям
Знания учащихся проверяются, как правило, в процессе опроса, который проводится как в ходе изучения темы (текущий контроль), так и после ее изучения (итоговый контроль) В практике школьного обучения наиболее распространенными являются две формы опроса: 1) фронтальный индивидуальный
При проведении фронтального опроса необходимо соблюдать следующие требования:
1. Четко и правильно формулировать вопросы и задания для учащихся:
-не допускать формулировок с неправильным или неточным использованием терминов;
-не допускать формулировок, требующих уточнений, дополнительных вопросов и т.п.;
- избегать подсказывающих вопросов;
- соблюдать требования логики и психологии при составлении вопросов.
2. Запланировать и поставить перед учащимися не только вопросы воспроизводящего характера, но и вопросы, создающие в классе проблемные ситуации(9,76).
Так, вместо традиционного задания «Расскажи о правописании ъ и ь» полезнее поставить учащихся в условия поисковой деятельности и сформулировать вопрос следующим образом: в чем сходство и в чем различие в употреблении ь и ъ? '
Отвечая на вопрос, какой второстепенный член предложения называется обстоятельством, ученик, правильно воспроизводя определение «Обстоятельство - это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или другого признака. Обстоятельства поясняют сказуемое или другие члены предложения», приводит пример: «Писать красиво - как?; очень интересный -интересный в какой степени?» Однако в данном случае пример не соответствует сути тезиса: обстоятельство - член предложения, следовательно, в качестве примера должно быть использовано предложение, а не слово. Таким образом, необходимо специально обучать школьников умению подбирать примеры, научить понимать значение примера в их устных ответах.
. Так, к определению имени существительного ученик дает такое объяснение: «Газета - существительное женского рода, 1-го склонения, единственного числа», т.е. перечисляет признаки названного существительного, но не доказывает, что данное слово обозначает предмет и относится к именам существительным. Следовательно, нужно показать учащимся различные способы объяснения примера в зависимости от содержания выдвинутого положения.
Примеры голубая чашка, голубое небо, голубой цветок, которые иллюстрируют изменение прилагательных по родам, но не подтверждают мысли об их изменении по числам и падежам. В этом случае необходимо попросить ученика продолжить объяснение, определить, в каком направлении это следует сделать.
Задания, связанные с подбором и анализом примеров, их группировкой и классификацией. Это задания типа: сгруппировать однокоренные слова; заменить выделенные слова и словосочетания, которые пишутся с не слитно; в чем сходство и различие между выделенными глаголами и существительным; подобрать однокоренные слова с суффиксом -телъ к словам читать, преподавать, записать группами слова, которые обозначают: 1) лицо; 2) предмет, вещь и т.п.
Это интересно
Световая микроскопия
Этот метод состоит в том, что исследуемый объект рассматривается в оптическом микроскопе в проходящем или отраженном свете, и в плоскости изображения объективной линзы микроскопа формируется увеличенное изображение предмета. Обычное наблюдение полимерных образцов в оптическом микроскопе «на просвет ...
Возможности воспитывающего и развивающего обучения естествознанию
В экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются. Психологи (А.Н. Леонтьев) отмечают, что у детей младшего школьного возраста может быть сформирована готовность к правильному взаимодейст ...
Содержание элективного курса по пошиву детской одежды в 8 классе
Курс рассчитан на 16 часов. Занятия рекомендуется проводить в кабинете технологии обработки ткани по 2 часа, по аналогии с занятиями ОО «Технология». Содержание: Тема 1. Задачи курса «Пошив детской одежды». Лекция: Цели, задачи, содержание курса «Пошив детской одежды». Значение изготовления детской ...