Анализ и самоанализ педагогической деятельности учителя
Страница 7
Рефлексия - важный механизм продуктивного мышления, особая организация процессов понимания происходящего в широком системном контексте, процесс самоанализа и активного осмысления состояния и действий индивида и других людей, включенных в решение задач. Поэтому рефлексия может осуществляться как во внутреннем плане - переживания и самоотчет одного индивида, - так и во внешнем плане - как коллективная мыследеятельность и совместный поиск решения.
Педагогическая рефлексия в деятельности - это процесс последовательных действий от затруднения (сомнения) к его обсуждению с самим собой и к поиску выхода из него. Рефлексия - комплексная мыслительная способность к постоянному анализу и оценке каждого шага профессиональной деятельности. С помощью рефлексивных способностей, которые включают в себя ряд основных интеллектуальных умений, можно управлять собственной профессиональной деятельностью в условиях неопределенности. Взятые вместе, эти «ключевые умения» составляют своеобразную рефлексивную технологию, при помощи которой и совершенствуется профессиональный опыт учителя. Данные умения представлены в таблице О.Б Даутова и С.В. Христофоров предлагают методику оценки учителем рефлексивных способностей. (Табл. 1)
Выполнив то или иное действие или систему действий, то есть, решив ряд педагогических задач, учитель изменяет степень сформированности учебной деятельности и развития основных сфер индивидуальности. При этом он воспринимает так называемые сигналы обратной связи, несущие информацию о результатах действий.
Таблица №1 - Методика оценки учителем рефлексивных способностей
Умения |
Баллы |
Умение увидеть в педагогической ситуации проблему и оформить ее в виде педагогических задач |
1-9 |
Умение при постановке педагогической задачи ориентироваться на ученика как на активно развивающегося субъекта учебно-познавательной деятельности, имеющего собственные мотивы и цели |
1-9 |
Умение сделать предметом анализа каждый свой педагогический шаг |
1-9 |
Умение конкретизировать и структурировать проблему |
1-9 |
Умение раздвинуть горизонты практики и увидеть новые проблемы, вытекающие из предшествующего опыта |
1-9 |
Умение найти способы решения задачи |
1-9 |
Умения тактически мыслить, т. е. конкретизировать педагогические задачи в поэтапные и оперативные, принимать оптимальное решение в условиях неопределенности, гибко перестраиваться по мере изменения ситуации |
1-9 |
Умение «версионно» мыслить, т. е. мыслить предположениями гипотезами, версиями |
1-9 |
Умение работать в системе «параллельных целей», создавать «поле возможностей» для педагогического маневра |
1-9 |
Умение в ситуации дефицита времени принимать достойное решение для выхода из трудных педагогических ситуаций |
1-9 |
Умение анализировать педагогическую ситуацию в динамике ее развития, видеть близкие и отдаленные результаты |
1-9 |
Умение привлекать разнообразные теории для осмысления собственного опыта |
1-9 |
Умение анализировать и аккумулировать в своем опыте лучшие образцы педагогической практики |
1-9 |
Умение комбинировать элементы теории и практики, чтобы получить целое, обладающее новизной знание |
1-9 |
Умение объективно и непредвзято оценивать педагогические факты и явления |
1-9 |
Умение доказательно, аргументировано, ясно и доходчиво излагать свою точку зрения |
1-9 | |
Это интересно