pedagogyreview
Разное по педагогике » Использование информационных технологий для контроля и оценки знаний в образовательных учреждениях » Система самопроверки

Система самопроверки

Страница 1

1. Главное требование к системе самопроверки знаний (самоконтроля) заключается в том, что тестовых вопросов должно быть много. Много настолько, чтобы совокупность этих вопросов по своему содержанию охватывала весь материал учебника (естественно, тот фактический материал, который обучающийся должен усвоить). Кстати, эти же вопросы могут быть использованы для экзаменационного тестирования. Естественно, для проведения экзамена все вопросы не нужны, а требуется только выборка в случайном порядке определенного их количества. Чем больше элементов содержит вопросная база изучаемой дисциплины, тем более вероятно, что экзаменационная выборка будет иметь более равномерный характер.

2. Вопросы должны подаваться испытуемому в случайном порядке. Это исключит возможность механического запоминания обучаемым последовательности вопросов.

3. Вопросы не должны начинаться с номера или какого-либо символического обозначения. Испытуемый должен каждый раз читать вопрос и осмысливать его, т.е. запоминать вопрос по смыслу, а не по порядку его следования или символу, его обозначаемому.

4. Варианты возможных ответов должны даваться испытуемому также в случайном порядке

5. Должен проводиться учет времени, затраченного на ответы, причем должны быть установлены ограничения на это время. Учет времени- один из способов борьбы со шпаргалкой: если вопросов много, то для поиска ответа на очередной вопрос нужна либо очень большая шпаргалка, либо целиком бумажный учебник. Но такой поиск ответа займет очень много времени, и, следовательно, общий итог по времени может оказаться отрицательным. Чтобы иметь положительный результат самопроверки, нужно давать ответы не только правильно, но и достаточно быстро. Практика показывает, что среднее достаточное время для ответа на один вопрос- 1 минута.

6. Поскольку речь идет о тестовой системе внутри одного учебника, то целесообразно всю совокупность вопросов распределить по темам, чтобы обучающийся мог проверить уровень усвоения им учебного материала после изучения каждой темы (а также организовать рубежный контроль знаний). Кроме того, распределение вопросов по темам оказывается весьма полезным при построении экзаменационной или зачетной системы- оно позволяет равномерно охватить все темы учебника меньшим количеством вопросов, чем их имеется в системе самопроверки.

7. В тестовую систему должна быть включена оценка степени правильности ответа на каждый заданный обучающемуся вопрос. Это требование очень часто встречается в штыки под тем предлогом, что компьютер не должен выставлять отметки, что машина не может определить уровень знаний человека и т.п. Все эти возражения не могут быть опровергнуты, тем более что речь идет не об отметках всех школьном и институтском понимании, а о степени правильности ответа на каждый вопрос в целом. Предлагается определять эту степень, во-первых, формально и, во-вторых, в процентах. Вспомним ситуацию, в которой бывал почти каждый: идет экзамен, вы только что ответили на вопросы билета, но ответили не очень хорошо, и преподаватель, выставляя вам отметку, пытается вспомнить, какие формальные ошибки вы допустили во время ответа (на первый вопрос не ответили вообще, на второй – ответили лишь на половину, на третий – ответили полностью). Но при этом преподаватель так же находится под впечатлением от вашей внешности, вашей манеры поведения, вашего умения говорить и даже запаха мыла, которым вы пользуетесь, что безусловно, отразится на отметке, которую вы получите якобы за уровень ваших знаний. Компьютер же тщательно подсчитает количество формальных ошибок, сделанных вами в процессе работы с тестовой системой, и определит этот результат в процентах. При этом ваши внешние данные не произведут ни какого впечатления. На этом можно возразить, что такая оценка равносильна школьной отметке по десятибалльной системе. Что и, по существу это так и есть, но формальная оценка, которую дает тестовая система, является не окончательной, а промежуточной. Окончательную оценку ставит преподаватель, ориентируясь на формальную оценку системы (для отличной отметки не обязательно ответить на все вопросы на 100!%), на результаты рубежного контроля, на степень важности данной дисциплины в текущем курсе обучения, на время, затраченное на ответы, и многое, многое другое. На формальную оценку система все же должна сделать.

Страницы: 1 2

Это интересно

Общий подход к построению методических рекомендаций
Представленные в данной работе методические разработки предназначены для учителей и преподавателей, которые хотят использовать новые технологии в учебном процессе. Ведь развитие общества в современных условиях характеризуется проникновением информационных технологий во все сферы человеческой деятел ...

Психологические особенности развития личности младшего школьника
Младший школьник – еще ребенок, зависящий от взрослого, значимого для него, и необыкновенно привязанный к близким. Это, наверное, самое главное в понимании этого возраста и нашего влияния на податливую, меняющуюся, растущую личность ребенка. Младший школьный возраст – последний период детства. Впер ...

Внеклассная работа и проблемное обучение
На уроке математики всегда можно заинтересовать и увлечь школьников. Но также необходимо обучить определенному комплексу процедур математического характера; занимательность изложения подчинена этой цели; развитие способностей учащихся происходит в рамках изучения обязательного материала, поэтому не ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru