pedagogyreview
Разное по педагогике » Социально-педагогическая работа по развитию медиакультуры младших школьников » Особенности восприятия медиа-информации младшими школьниками

Особенности восприятия медиа-информации младшими школьниками

Страница 1

Проблема развития медиакультуры и медиаграмотность (умение анализировать и синтезировать информацию из различных источников, умение «читать» медиатекст) младшего школьного возраста становится весьма актуальной: именно в первые годы обучения в школе современные дети сталкиваются с большим информационным потоком, который требует от них умения ориентироваться, вычленять главное, оценивать и анализировать поступающую информацию. Это умение во многом зависит от того, насколько развиты у ребенка умения оценки, интерпретации и анализа поступающей информации. Необходимость решения проблемы полноценного развития медиаграмотности в младшем школьном возрасте обусловлена несколькими факторами. Во-первых, младший школьный возраст является чрезвычайно важным периодом для интеллектуального, физического и эмоционального развития ребенка. Во-вторых, современный ребенок к моменту поступления в школу имеет, как правило, довольно значительный аудиовизуальный опыт: активно общается с телевизионной, компьютерной, видео- и звукозаписывающей техникой, владеет навыками обращения с мобильной телефонией и т.д. По данным исследований последних лет сегодняшние первоклассники приходят в школу, имея за плечами значительный медийный опыт. У большинства из них имеются достаточно стойкие медийные предпочтения: любимые фильмы и телевизионные программы, компьютерные игры, журналы и т.д. Однако когда перед ними встает задача выделить главную и второстепенную, истинную и ложную информацию, здесь и возникают основные трудности.

Большинство детей, приходящих в школу, находится на дооперационном уровне интеллектуального развития. Это уровень наглядного мышления, поэтому в начальной школе результат запоминания выше при опоре на наглядный материал. Кроме того, восприятие в этом возрасте у учащихся тесно связано с эмоциями. Внимание младших школьников привлекается ярким, образным, наглядным материалом, живым и эмоциональным изложением. Все связанное с наглядностью, яркостью впечатлений, вызывает сильные чувства и запоминается легко и надолго. Ребенок обращает внимание на то, что возбуждает его чувства, интерес, а не то, что важно само по себе.

Младшие школьники в силу своих возрастных особенностей, больше предпочитают те медиа, информация которых носит наглядно-образный характер: кино, фотографии и пр. Но, следует обратить внимание и на то, что и текст может живописно «нарисовать» образ.

Использование мультимедийного сопровождения (компьютерные системы с интегрированной поддержкой звукозаписей и видеозаписей) на уроках позволяет поднять развитие наглядно-образного мышления у младших школьников на более высокий уровень. Наглядный материал служит внешней опорой внутренних мыслительных действий ребенка. При этом урок приобретает эмоциональную окраску, привлекательную для маленьких учеников; благодаря этому повышается его эффективность и улучшается «моральный климат» в классе.

В последние годы растет популярность компьютерных игр. Такие игры очень динамичны, занимательны и доступны для детей. Кроме того, они обладают таким удивительным свойством как интерактивность. В ходе компьютерной игры юный игрок может сам изменять ее темп, степень трудности, место действия, выбирать понравившегося героя и т.д.: во время игры у ребенка создается впечатление некой всесильности: находясь в виртуальном мире, он является его хозяином, который в состоянии вершить и изменять судьбы героев. Подобная ситуация происходит и в интерактивных телевизионных играх. Проголосовав за любимого героя, юный зритель может изменить ход игры, оставить игрока продолжать дальше борьбу за призовое место и т.д.

Особенность детского восприятия состоит в воспроизведении в играх и в поведении увиденного ими в жизни. Иными словами, дети стараются подражать тому, что они видят вокруг себя. Играя в компьютерные игры самых разных направлений и уровней сложности, работая с обучающими программами, входя в Интернет, современные школьники погружаются в особый, виртуальный мир. За необходимой информацией учащиеся и обращаются к виртуальным источникам (Интернету, компьютерным справочникам и энциклопедиям) едва ли ни чаще, чем к обычным книгам и учебным пособиям.

Компьютерный мир, в том числе и игровой, открывает современному молодому поколению широкие возможности. Он являются важным источником информации: ребенок может найти и прочитать практически любую интересующую его книгу на любом языке или найти по ключевым словам сообщение на волнующую его тему. Компьютер – это увлекательная форма отдыха и развлечения. Компьютерные игры, прослушивание компакт-дисков, просмотр кинофильмов – все это вполне доступно для любого школьника. Компьютерная техника может быть использована как средство обучения. Это и дистанционное обучение, и изучение научных данных, справочников, географических карт, и так знакомое практически каждому учащемуся «скачивание» рефератов.

Доступность практически любой информации, новизна, большие развлекательные возможности, приближенность виртуальной реальности к жизненным условиям по эмоциональности и эстетическим канонам и т.д. объясняет неизменную популярность компьютерного мира, и в особенности компьютерных игр.

Страницы: 1 2 3

Это интересно

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru