pedagogyreview
Разное по педагогике » Социально-педагогическая работа по развитию медиакультуры младших школьников » Экспериментальная проверка результативности разработанной программы занятий

Экспериментальная проверка результативности разработанной программы занятий

Страница 3

Информация из различных медиа-источников обладает рядом привлекательных для школьников свойств: она эмоционально окрашена, актуальна, доступна для понимания. Воспроизведения её от ученика не требуется, в отличие от материала, переданного учителем или содержащегося в учебнике. Это делает медиа, как источник знаний, более привлекательным, чем школьные уроки. Воздействие медиа на детскую аудиторию имеет свои особенности, в частности, оно неорганизованно и опосредовано через социальное окружение.

Исследования Л.С. Зазнобиной, А.А. Журина, А.В. Федорова показывают, что с помощью средств массовой информации школьники не ищут знания, которые им «не додали в школе», – на первое место выходит желание развлечься. Однако многие медиа выполняют обучающие, просветительские, воспитательные функции. Сюда относятся, в частности, телевизионные программы, Интернет-сайты, посвященные школьным дисциплинам. Но этот образовательный потенциал используется недостаточно, его воздействие стихийно и бессистемн.

Социально-педагогические проблемы взаимодействия детей и современными медиа можно сформулировать следующим образом:

информационные перегрузки;

криминальные последствия;

компенсаторный эффект;

наркотизирующий эффект;

эффект раздвоения сознания.

На разрешение данных проблем, безусловно, должен реагировать социальный педагог. Работа, направленная на преодоление перечисленных негативных явлений в ходе взаимодействия младших школьников и медиа, должна стать одним из направлений в деятельности специалиста.

Одним из направлений деятельности современного социального педагога является выявление и предотвращение негативных последствий взаимодействия младших школьников с медиа:

обилие информационных потоков приводит к дезориентации личности;

негативной и опасной тенденцией является, с одной стороны, склонность к крайнему негативизму, которая становится причиной различных фобий, с другой стороны, склонность к излишнему оптимизму и приукрашиванию событий, что, в свою очередь, может вызвать фрустрационные эффекты, дисфункции ожиданий и разочарование;

патологическая зависимость от новостей, различного рода сериалов, криминальных новостей и сенсаций;

опасным является представление в позитивном ракурсе наркотиков, алкоголя, сигарет, межэтнических стереотипов, которые во многом отражаются в современном искусстве, молодежной субкультуры и контркультуре;

еще одно негативное последствие деятельности медиа – массовизация культуры и как следствие понижение планки духовных потребностей и создание ложных идеалов и героев.

Актуальность и значимость данной темы определяется настоятельной необходимостью формирования медиакультуры младших школьников, которая способствует развитию самостоятельного, критического, индивидуального, творческого мышления. Учитывая, что воздействие медиа (средства массовой коммуникации) в последние годы оказывает на детскую и молодёжную аудиторию серьёзное мировоззренческое влияние, значительно актуализируется проблема медиакультуры детей младшего школьного возраста.

Медиакультура, с одной стороны, в социальном плане – это часть общей культуры, связанная со средствами массовой коммуникации, а с другой, в личностном, является частью общей культуры человека. Медиакультура определяет имеющиеся у индивида умения использовать, критически анализировать, оценивать и передавать медиатексты в различных видах, формах и жанрах, анализировать сложные процессы функционирования медиа в социуме. Основные показатели развития медиакультуры по А.В. Федорову: понятийный, контактный, мотивационный, оценочный, креативный.

В целом процессу развития медиакультуры должны способствовать следующие условия:

реализация художественно-творческого потенциала младших школьников;

формирование равновесия в эмоциональном и интеллектуальном освоении мира;

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно

Программные средства для создания мультимедиа-ресурсов
Учителя и ученики не являются разработчиками мультимедиа-ресурсов, используемых в образовании. Чаще всего педагоги и школьники выступают в качестве пользователей таких средств. Однако практика показывает, что с каждым годом все большее количество учителей не может остаться в стороне от разработки п ...

Рекомендации по применению психологических теорий усвоения
При проектировании глобального сценария АУК целесообразно планировать в начале учебной работы создание у обучаемых мотивации, знакомство с общей структурой учебного материала АУК (теории алгоритмизации или поэтапного формирования умственных действий), напоминание, если это необходимо, ранее изученн ...

Методика развития координационных способностей у дзюдоистов группы начальной подготовки ДЮСШ второго года обучения
На этапе начальной подготовки приоритетными являются воспитательная и физкультурно-оздоровительная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники и тактики дзюдо, ставятся задачи привлечения максимально возможного числа детей и подростков к систематическим ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru