В качестве основы для более детализированной классификации был выдвинут критерий канала поступления учебной информации.
Как известно, каждый нормальный индивид обладает пятью чувствами - зрением, слухом, осязанием, обонянием и вкусом. Практика владения родным языком свидетельствует о том, что чувства, в том числе и такие, как осязание, обоняние, вкус, незримо связаны с "речетворчеством" индивида, хотя в этом плане, насколько нам известно, не проведены сколько-нибудь значительные исследования.
При изучении же чужого языка перечисленные чувства не играют значительной роли, по крайней мере, на непродвинутых стадиях обучения. Следовательно, доминирующими каналами сенсорной системы-индивида в процессе овладения иностранным языком остаются два - слуховой и зрительный, которые в определенных случаях функционируют одновременно. Это и дало нам основание распределить многообразие вспомогательных средств обучения на, соответствующие подгруппы в зависимости от канала поступления учебной информации.
дидактический раздаточный иностранный урок
Чтобы сделать классификацию современных вспомогательных средств обучения более обозримой, представим ее в виде двух таблиц, каждая из которых будет ниже прокомментирована.
Как видно из таблицы 1, среди традиционных вспомогательных средств нет таких, с помощью которых информация поступала бы только по слуховому каналу учащегося индивида. Единственный случай может подходить под эту рубрику - когда учащиеся слушают учителя, находящегося за ширмой, вследствие чего они говорящего не видят, а только слушают. Такая ситуация, однако, может иметь место при проведении экспериментов; в нормальной учебной обстановке такая ситуация невозможна.
Таблица 1. Нетехнические (или традиционные) средства обучения.
Канал поступления информации |
Средство обучения |
Специальный термин | |
материал |
учебные орудия | ||
Слуховой |
- |
- |
- |
Зрительный |
Объекты материального мира Статичное изображение объектов материального мира Внешние неязыковые факторы поведения человека Родная и иностранная речь в письменной форме |
Натуральные предметы и явления Картины, фотографии, открытки, фланелеграф Органы "системы человек" Учебники, учебные пособия, книги, тетради, плакаты, таблицы, доска |
наглядные пособия |
Слуховой и зрительный одновременно |
Натуральная устная и письменная речь (родной или иностранный язык), факторы поведения человека |
Органы "системы человек", включая органы речи |
- |
Следовательно, подавляющее большинство вспомогательных средств традиционного типа воздействует на сенсорную систему таким образом, что учебная информация поступает по зрительному каналу индивида. Наибольшее место здесь занимают средству традиционной наглядности, которые в большинстве случаев исполняются не только в обучении иностранному языку, но и в обучении ряду других учебных предметов. Так, например, картина леса может быть показана в школе на уроках природоведения, географии, литературы, ботаники и т.д., в то время как плакат с образцами речи на иностранном языке нигде, кроме как на уроках иностранного языка, не может быть использован. В эту группу входит и такое важное средство как учебник, которой нередко воспринимается преподавателями как "самое главное", "самое основное" средство обучения иностранному языку. Забегая несколько вперёд, надо отметить, что учебник действительно играет особую роль в современном обучении, что, однако, не свидетельствует об отсутствии недостатков у этого важного средства, о чем будет идти речь далее. К этой группе, несомненно, относится и тот речевой продукт, который "порождает" преподаватель на иностранном языке, используя последний как средство организации и как объект изучения.
Это интересно
Интонационные упражнения
Выбор приемов, которыми пользуются педагоги на занятиях сольфеджио, во многом зависит от условий работы, от состава группы. Педагог при этом должен ясно представлять себе возможности какого-либо методического приема в постепенном нарастании трудностей, а так же пути достижения результатов, на котор ...
Система работы с одаренными младшими школьниками
Время от времени то в одной, то в другой газете промелькнет не перестающее казаться удивительным сообщение о поступлении в вуз школьника тринадцати или четырнадцати лет. Значит, кто-то учился в школе вместо 10-11 лет всего 6-7 лет. Чаще всего необыкновенно развитый ребенок поступает, как и все, в ш ...
Экспериментальная проверка эффективности использования игровых моментов на
уроках и проведения творческих занятий по английскому языку
Тема нашей работы: «Формирование творческих навыков будущего учителя английского языка в процессе внеклассной работы в образовательном учреждении». Данная тема очень актуальна в современном обществе, так как оно нуждается в творческих, грамотных, высоко квалифицированных специалистах в своей област ...