pedagogyreview
Разное по педагогике » Исследование эффективности профориентационной работы в средних специальных учебных заведениях » Основы профориентационной работы с выпускниками ССУЗов

Основы профориентационной работы с выпускниками ССУЗов

Страница 1

Профориентация – это помощь клиенту в выборе профессий, наиболее соответствующих его интересам, возможностям, а также пользующихся спросом на рынке труда. Ответственность за решения в этом случае лежит на клиенте. Задача же профконсультанта заключается в предоставлении клиенту условий, способствующих принятию эффективного решения. Консультант дает профессиографическую и диагностическую информацию, обсуждает с ним его проблемы, поведение, переживания и отношения, предлагает различные задания, способствующие выбору профессии, содержания и уровня образования, планированию карьеры, поиску работы и трудоустройству, адаптации на рабочем месте и, при необходимости, смене места работы или рода занятий.

Таким образом, профессиональная ориентация – это целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями одновременно с общественными потребностями в кадрах различных профессий и разного уровня квалификации.

Система профориентации выпускников – это организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, предприятий, учреждений и школы, а также семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения выпускника в интересах личности и общества в целом.

Цель системы профессиональной работы – подготовка выпускников к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности. Главным критерием эффективности профориентационной работы служит мера сбалансированности количества учащихся, поступающих на работу, на учебу, техникумы и вузы по профессиям, отвечающим актуальным потребностям города, района, региона, общества в целом.

Обычно учащиеся с выраженными интересами и склонностями практически не испытывают затруднений в выборе профессии, ориентируются на содержание труда, его процесс и результаты.

Под интересом в психологии понимается избирательная направленность личности на определенную область познания или деятельности.

Под склонностью же понимается потребность личности в определенной деятельности. Часто именно с интереса к какому-либо виду деятельности начинает формироваться склонность к ней.

Для изучения интересов личности в целях профконсультации могут использоваться и специальные анкеты, опросники.

Можно выделить два главных направления работы психолога по профориентации.

Первое – это проведение информационно-просветительской работы, направленной на развитие психологической культуры выпускников, углубление их знаний по психологии.

Второе направление работы психолога – это проведение индивидуальных консультаций с подростками и юношами, предусматривающих диагностику, коррекцию и собственно консультацию.

Для грамотного построения профконсультационной работы психолог должен разбираться в особенностях и тенденциях развития мира современных профессий, обладать знаниями о закономерностях формирования способностей и склонностей, владеть методиками психодиагностики, отчетливо представлять себе роль природного и приобретенного в становлении профпригодности, владеть методами коррекционной работы.

Очень часто как план для профконсультационной беседы используется схема профессионального планирования, разработанная Е.А. Климовым:

Главная цель (кем я буду? чего достигну? какой трудовой вклад внесу?).

Цепочка более отдаленных конкретных целей (где буду учиться? первая работа, дальнейшие перспективы).

Пути и средства достижения ближайших жизненных целей (ознакомление, проба сил, самообразование и т.п.).

Возможные внешние препятствия.

Свои возможности.

Запасные варианты.

Ли и Лейбовиц предлагают следующие этапы планирования профессионального пути, особо подчеркивая, что данные стадии применимы ко всем видам карьеровых решений, вне зависимости от их сложности или возраста, в котором они принимаются.

Таб. 1. Этапы планирования профессионального пути

Этапы планирования

Вопросы для изучения

Деятельность

1

Сбор информации

Что необходимо сделать?

Сбор и оценка информации

2

Концептуализация

Что возможно?

Моделирование и визуализация

3

Дизайн

Что реально?

Выработка стратегии

4

Претворение в жизнь

Какие шаги необходимо предпринять?

Планирование действий

5

Оценка (формирование нового плана)

Что необходимо дополнить или изменить?

Оценка и выработка нового плана

Страницы: 1 2 3

Это интересно

Познавательный интерес, его место в системе мотивации
Психологическое изучение мотивации и ее формирование - это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика. Изучение мотивации - это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом. ...

Связь межличностных отношений и самосознания
В отношении человека к другим людям всегда проявляется и заявляет о себе его "Я". Оно не может быть только познавательным; оно всегда отражает особенности личности самого человека. В отношении к другому всегда выражаются главные мотивы и жизненные смыслы человека, его ожидания и представл ...

Психолого-педагогическое сопровождение в условиях специальных коррекционных учреждений
Под сопровождением понимается не просто сумма разнообразных методов коррекционно-развивающей, профилактической, защитно-правовой, реабилитационной и оздоравливающей работы с детьми, а именно "комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, во ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru