Рассмотрим мотивы выбора профессии в контрольной группе.
На основании полученных результатов необходимо отметить, что большинство выпускников контрольной группы при выборе профессии исходят из внешних мотивов, положительных, затем – отрицательных. И только затем следуют внутренние индивидуально и социально-значимые мотивы.
Таким образом, подростки, не проходившие программу, характеризуются преобладание внешних мотивов при выборе профессии, это может привести к тому, что подросток выберет профессию, не соответствующую его способностям, склонностям и интересам.
В контрольной группе были получены следующие данные: 75% не определились с выбором, и только 25% ответили, что примерно знают в какой сфере хотели бы в дальнейшем работать.
Сравнительный анализ результатов экспериментальной и контрольной группы
Полученные данные проанализированы с помощью критерия Стьюдента. Данные обрабатывались в программе SPSS. Результаты сравнительного анализа представлены в таблице 7.
Таблица 7. Сравнительный анализ результатов экспериментальной и контрольной группы
Показатель |
t-Стьюдента |
p-значимость |
личностный тип направленности |
-2,640 |
010 |
деловой тип направленности |
-3,433 |
001 |
коллективистский тип направленности |
5,058 |
000 |
Мотивация достижения успеха |
-2,631 |
010 |
Внутренние мотивы при выборе профессии |
-2,870 |
004 |
Уровень значимости (р) оценивается <0,01 и <0,05. В случае p<0,01 обнаружены различия на высоком уровне статистической значимости, при p<0,05 получены статистически значимые результаты.
Как следует из таблицы 7, статистически значимые различия между показателями в группе выпускников, прошедших программу, и не проходивших данной программы, получены по следующим шкалам:
Личностный тип направленности сильнее выражен у выпускников, прошедших программу (р<0,01)
Деловой тип направленности сильнее выражен у выпускников, прошедших программу (р<0,01).
Коллективистский тип направленности сильнее выражена у выпускников, не проходивших программу (р<0,01).
Мотивация достижения успеха сильнее выражена у выпускников, прошедших программу (р<0,01).
Внутренние мотивы при выборе профессии сильнее выражены у выпускников, прошедших программу (р<0,01).
Результаты диагностики и сравнительного анализа данных исследования показывают, что у выпускников, прошедших программу профессионального самоопределения в большей степени выражены профессиональные интересы и представления о будущей профессии, преобладает мотивация достижения успеха, они характеризуются преобладание внутренних мотивов при выборе профессии. Преобладание внутренних мотивов и положительной внешней мотивации наиболее эффективно с точки зрения удовлетворенности трудом и его производительности.
Полученные результаты позволяет подтвердить гипотезу. Таким образом, можно говорить об эффективности программы для формирования профессионального самоопределения выпускников ССУЗов.
Это интересно
Формы эстетического воспитания школьников
Изучение литературного произведения в классе учитель нацеливает на решения сложного комплекса образовательных и воспитательных задач. Среди них важнейшее значение имеет задачи нравственного и эстетического воспитания. Активная воспитательная сила литературного произведения заключается в том, что он ...
Сценарий
праздника новогодней елки
Действующие лица: Снегурочка, Дед Мороз, Волк, Снежинки, Зайцы Под музыку в зал входят дети, встают перед елкой. Снегурочка: Пришел любимый праздник Всей нашей детворы Смотрите, как сверкают На елочке шары Мы ждали этот праздник, Мы знали: он придет Наш славный, наш любимый, Веселый Новый год. Хоро ...
Развитие речи младшего школьника
Как считает В.С. Мухина, первые годы жизни ребенка сензитивны к развитию речи и познавательных процессов. Именно в этот период у детей появляется чутье к языковым явлениям, своеобразные общие лингвистические способности - ребенок начинает входить в реальность образно-знаковой системы. В детские год ...