· воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;
· формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования и творческого отображения действительности);
· формирование мотивов обучения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.
Наиболее важными функциями, характерными для проблемного обучения, являются, во-первых, развитие творческих способностей учащихся и, во-вторых, развитие практических навыков использования знаний и повышение уровня освоения учебного материала.
С помощью чего организуется проблемное обучение? Конечно, как и любой другой тип обучения, оно организуется различными методами. Будем рассматривать метод обучения как систему организации взаимодействия преподавателя и учащихся, призванную обеспечивать достижение педагогических целей.
В зависимости от целей исследования методы обучения классифицируются в педагогической литературе по различным критериям. Существуют также и различные классификации методов непосредственно проблемного обучения применительно к целям, которые оно ставит перед собой, и средствам, которыми оно располагает. Так, по способу решения проблемных задач иногда выделяют четыре метода:
· проблемное изложение (педагог самостоятельно ставит проблему и самостоятельно решает ее),
· совместное обучение (педагог самостоятельно ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися),
· исследование (педагог ставит проблему, а решение достигается учащимися самостоятельно),
· творческое обучение (учащиеся и формулируют проблему, и находят ее решение).
По характеру взаимодействия и распределению активности педагога и учащихся также иногда выделяют пять способов организации учебного процесса (называемые также бинарными методами), в которых соответствующему методу преподавания соответствует свой метод учения (сообщающий и исполнительный, объяснительный и репродуктивный, инструктивный и практический, объяснительно-побуждающий и частично-поисковый, побуждающий и поисковый).
Остановимся более подробно на классификации методов проблемного обучения, предложенной М.И. Махмутовым , названных им дидактическими способами организации процесса проблемного обучения. За основу своей классификации им, по всей видимости, была принята классификация методов обучения по характеру (степени самостоятельности и творчества) учащихся, предложенная еще в 1965 году И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным. Эта классификация до настоящего времени является наиболее распространенной в российской педагогической науке: объяснительно-иллюстративный метод (называемый также иногда информационно-рецептивным), репродуктивный метод, метод проблемного изложения, эвристический, исследовательский метод.
К методам проблемного обучения обычно относят
· исследовательский;
· эвристический;
· проблемное изложение .
Исследовательский метод занимает центральное место в проблемном обучении. А.Я.Блох с соавторами утверждают, что этот метод предполагает построение процесса обучения наподобие процесса научного исследования. Осуществление основных этапов исследовательского процесса, разумеется, в упрощенной, доступной учащимся форме: выявление неизвестных фактов, подлежащих исследованию; уточнение и формулировка проблемы; выдвижение гипотез; составление плана исследования; осуществление исследовательского плана, исследование неизвестных фактов и их связей с другими, проверка выдвинутых гипотез; формулировка результата; оценка значимости полученного нового знания, возможностей его применения.
Важная особенность исследовательского метода состоит в том, что в процессе решения одних проблем постоянно возникают новые.
"Проблемное изложение подготавливает базу для применения эвристического метода, а эвристический метод – для применения исследовательского метода".
Необходимо отметить особую значимость методов проблемного обучения в воспитательном отношении: они формируют и развивают творческую познавательную деятельность учащихся, способствуют правильному уяснению мировоззренческих проблем, а это очень важно. Но осуществить обучение проблемным методом на уроке не всегда возможно, в силу ряда причин:
· ограниченность времени на уроке;
· регламентированная программа, которую должен освоить ученик за определенное время;
· различный уровень учеников в классе;
· не всегда можно изложить ту или иную тему, используя методы проблемного обучения.
Вывод: Целесообразно применять проблемное обучение не только на уроках, но и во внеклассной работе, где предусмотрена большая свобода действий. Кроме того, на занятия во внеурочное время чаще приходят школьники, заинтересованные в изучении математики, а значит, именно с ними одним из оптимальных методов работы будет проблемный метод.
Это интересно
Проблемы разработки содержания элективных курсов
При разработке содержания элективных курсов важно предусмотреть значительную дифференциацию обучения и возможность построения школьниками индивидуальной образовательной программы. В содержании профильного обучения выделяется три компонента: федеральный базовый инвариантный компонент, вариативный пр ...
Обобщения по аналогии при обучении решению задач
«Случаи, в которых применима аналогия, неисчерпаемы по своему разнообразию», – говорит Д. Пойа. Аналогия является хорошим источником новых фактов и задач. Д.П. Горский утверждает, что аналогия необходима для «получения нового знания, чтобы менее понятное сделать более понятным, представить абстракт ...
Слух
Роль слуха в музыкально-творческом процессе, в развитии музыкальных способностей, в воспитании любви к музыкальному искусству чрезвычайно велика. Понятия «музыкальный слух» и «музыкальная одаренность» - различны; музыкальная одаренность предполагает особый комплекс, сочетание способностей, куда вхо ...