pedagogyreview
Разное по педагогике » Педагогическое взаимодействие в воспитании » Методика для изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия

Методика для изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия

Страница 1

Методики педагогического взаимодействия, близкие к сущности педагогической поддержки, активно разрабатывались и разрабатываются отечественными и зарубежными педагогами.

К таким методикам мы можем отнести такие, как диагностика профессиональной подготовленности учителя к педагогической деятельности (В.И.Зверева), методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (А.Л.Андреев), методика для изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия (Л.В. Байбородова), анкета выпускника "Мое мнение о школе" (О.А.Лепнева, Е.А.Тимошко), методика "Пословицы" (С.М.Петрова), тест "Размышляем о жизненном опыте" (Н.Е.Щуркова), опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии (В.Б.Успенский) и многие другие. Информация о фото, златалит желтый

Для примера рассмотрим методику для изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия, подготовленную профессором Л. В. Байбородовой)

Профессор Л. В. Байбородова предлагает типологию педагогического взаимодействия, учитывающую степень развития таких его характеристик, как: взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимовлияние.

Типы взаимодействия при этом следующие: сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, конфликт, индифферентность, конфронтация.

Гуманистическое воспитание, по ее мнению, предполагает не прямое воздействие на личность, а субъект-субъектное взаимодействие – диалог и сотрудничество на равных.

Целью методики является определение представления ученика о его взаимодействии с педагогом, выявление существующих проблем в межличностном взаимодействии педагога с детьми .

Ход проведения

Учащимся предлагается ряд суждений о взаимоотношениях с педагогом. Свое согласие с данным суждением ученик фиксирует знаком "+", а несогласие – знаком "-".

1. Педагог умеет предсказать результаты моей работы. +

2. Мне трудно ладить с педагогом. –

3. Педагог- справедливый человек. +

4. Педагог умело помогает мне преодолевать трудности. +

5. Педагогу явно не хватает чуткости. –

6. Мнение педагога для меня является важным. +

7. Педагог тщательно планирует воспитательную работу с нами. +

8. Я вполне доволен педагогом. +

9. Педагог недостаточно требователен ко мне. –

10. Педагог всегда может дать разумный ответ. +

11. Я полностью доверяю педагогу. +

12. Оценка педагога очень важна для меня. +

13. Педагог в основном работает по шаблону. –

14. Работать с педагогом – одно удовольствие. +

15. Педагог уделяет мне мало внимания. –

16. Педагог не учитывает моих индивидуальных способностей. –

17. Педагог плохо чувствует мое настроение. –

18. Педагог всегда выслушивает мое мнение. +

19. У меня нет сомнений в правильности средств и методов, которые

применяет педагог +

20. Я не стану делиться своими мыслями с педагогом. –

21. Педагог постоянно указывает мне на мои ошибки. –

22. Педагог хорошо знает мои слабые и сильные стороны. +

23. Я хотел(а) бы стать похожим на педагога. +

24. У нас с педагогом сложились деловые отношения +

Обработка результатов

В предложенном тексте представлены знаки для идеального состояния взаимодействия педагога и ученика. Совпадение реального и идеального знаков фиксируется одним баллом, затем подсчитывается число совпадений по каждому компоненту. Когнитивный компонент включает фразы 1, 4, 7, 10-13, 16, 19, 22; эмоциональный – 2, 5, 8, 11, 14-17, 20; поведенческо-волевой – 3, 6, 9, 12-15, 18-21, 24.

Подсчитывается среднее арифметическое по каждому компоненту: число совпадений идеальных и реальных знаков делится на общее число фраз, относящихся к проявлению данного компонента. Чем ближе среднее арифметическое приближается к значению "1", тем выше уровень развития компонента. Предложенный опрос сложен для обработки, но дает относительно целостную и всестороннюю информацию о взаимодействии педагога с каждым учеником.

На основе методик педагогического взаимодействия разрабатываются программы педагогической диагностики, позволяющие определить уровень воспитания и образования в конкретном учебном заведении. Одной из таких программ является "Программа педагогической диагностики эффективности воспитательного процесса", предлагаемая Канищевой И.В., заместителем директора по учебно-воспитательной работе МОУ СОШ № 42 г. Белгорода.

Страницы: 1 2

Это интересно

Организация практической деятельности по формированию навыков кистевой росписи на занятиях кружка "Городецкие узоры"
Разработка программы кружка "Городецкие узоры" Любовь к искусству - вечное горенье, Художнику как сладостное бремя, Творенье рук – источник наслажденья, Излечит душу и заполнит время… Пояснительная записка. Городецкая живопись, больше известная как Городецкая роспись, родина которой Средн ...

Информационные образовательные технологии в школе
В конце XX века человечество вступило в стадию развития, которая получила название постиндустриального или информационного. Возможности информационных технологий для человека становятся безграничными, способствуют эффективному решению профессиональных, экономических, а также многих других проблем. ...

Организация учебной деятельности на уроке
В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке. В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном три таких формы - фронтальная, индивидуальная и групповая. Первая ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru