pedagogyreview
Разное по педагогике » Педсовет как средство управления деятельностью учреждения дошкольного образования » Управление и его функции

Управление и его функции

Страница 1

Если обратиться к словарю В.И. Даля, то можно выяснить, что слово «управление» произошло от глаголов «править», «справляться» и означает «давать ход, направление, заставлять идти правильным, нужным путем, распоряжаться, заведовать, делать что-то хорошее, исправно, ладно».

Изучая современную литературу, можно встретить множество различных определений управления.

Долгие годы управление определялось как непрерывный и целенаправленный процесс воздействия на коллектив людей для организации и координации их деятельности в процессе производства, с целью достижения наилучших результатов при наименьших затратах.

Однако современные исследователи определяют управление следующим образом:

а) специальная деятельность, направленная на упорядочение отношений между людьми в процессе их совместной работы и достижения целей деятельность по согласованию сложных иерархических отношений между управляющим и управляемыми.

б) целенаправленная деятельность всех субъектов, обеспечивающая становление, стабилизацию, оптимальное функционирование и обязательное развитие образовательного учреждения.

в) особая деятельность, в которой её субъект, посредством решения управленческих задач, обеспечивает организованность совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей, обслуживающего персонала и её направленность на достижение образовательных целей развития.

Управленческая деятельность требует осуществления (совершения, исполнения) руководителями множества разнообразных управленческих работ. Специализированные виды этих работ именуются функциями управления. Все содержание процесса управления расчленяется на специализированные функции главным образом для того, чтобы закрепить отдельные виды работ за определенными исполнителями и этим самым придать процессу управления упорядоченность, обеспечить высокий профессионализм выполнения управленческих работ.

Функции — основная категория управления, поскольку в них сливаются воедино принципы, методы и само содержание управленческой деятельности. Общие или универсальные функции присущи управлению любой сферой, любой деятельностью. Они расчленяют содержание управленческой деятельности на ряд этапов или видов работ, классифицируемых по признаку их порядка выполнения во времени в целях получения определенного результата.

К таким общим функциям относят целеполагание, планирование, организацию, координирование (или регулирование), стимулирование и контроль.

Функция целеполагания заключается в выработке основных, текущих и перспективных целей деятельности. Жизнь не стоит на месте, поэтому в каждый данный момент руководитель должен сверять свою деятельность с реальной ситуацией, сложившейся в обществе, в подразделениях организации, у «соседей», с решениями вышестоящих руководителей. Но сверять мало. Надо уметь корректировать текущие действия и стратегию, то есть пересматривать цели, менять их положение в системе целей.

Функция планирования заключается в выработке направлений, путей, средств и мероприятий по реализации целей деятельности организации. О важности этой функции говорит поговорка «Хорошо спланировано — наполовину сделано». Предпосылкой планирования как специализированного вида управленческой деятельности является прогнозирование — выявление и предвидение объективных (реальных) тенденций, состояний развития организации в будущем.

Несколько слов о функции организации. Понятие «организация» обычно используется в двух значениях. Во-первых, под организацией понимается процесс, деятельность, направленные на упорядочение взаимодействия людей, идей, процессов. Во-вторых, под организацией понимается форма проявления совместной деятельности.

Функция организации заключается, прежде всего, в объединении элементов или частей (людей, идей, процессов и др.) в системное целое, в результате чего образуется жизнеспособная, эффективная и устойчивая система. Другими словами, это процесс целенаправленного взаимодействия частей целого как системы для достижения в конкретных условиях и в определенные сроки поставленных целей.

Организация взаимодействия членов организации должна быть гибкой, оперативной, надежной, экономичной и самокорректирующейся. Последовательность реализации функции организации обычно следующая:

а) определение целей, задач и особенностей совместной деятельности членов организации;

б) выявление потребности в ресурсах для осуществления целей и обеспечение бесперебойного снабжения этими ресурсами. Поэтому иногда говорят, что организовать — это сначала оценить возможности, а уже потом ставить задачу;

в) установление последовательности действий исполнителей, продолжительности и контрольных сроков их выполнения;

г) выбор способов осуществления необходимых действий и взаимодействий людей для достижения целей;

Страницы: 1 2

Это интересно

Японское общество
Япония в настоящее время является не только одной из ведущих стран капиталистического мира по уровню промышленно-технического развития, но и страной с высоким уровнем общей грамотности, которая есть одно из важных, необходимых оснований развития современной культурной жизни. После реформ 1868 г. (& ...

Значение игровой деятельности для формирования культуры общения
Исследования показывают, что к шести-семи годам ребенок достигает определенного уровня зрелости, у него складывается о себе представления как о члене общества ("я в глазахпостороннего взрослого"), осознание социальной значимости своих индивидуальных качеств и социальногo положения. В игре ...

Направления и условия эффективного развития познавательной активности у обучаемых
Создание учебной потребности возможно за счет построения направленного затруднения или затруднения в действии, преодоление которого требует дополнительного действия, предполагающего потребность в приобретении знаний, умений, готовности, соответствующей новой для обучаемого деятельности или деятельн ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru