pedagogyreview
Разное по педагогике » Связная речь слабослышащих дошкольников » Обучение связной речи

Обучение связной речи

Страница 3

В обучении глухих знания, полученные таким путем, должны быть сведены к минимуму. Уровень овладения речью детей даже старшей группы слишком невысок, чтобы на этой основе дети могли получить много знаний в дошкольном учреждении для глухих не следует раскрывать значение незнакомых слов и объяснять текст читаемого надо связывать слово с живым конкретным наблюдением, используя впечатления детей, полученные ими на основе чувственного опыта, и на нем учить детей пониманию читаемого.

Специально проводимое исследование показывает, что, даже понимая значение слов, включенных в обращение (например, положи палку под шкаф), дети не осознают смысл выражения палка лежит под шкафом, и напротив, если детей учат пониманию подобного рода фразы как требования выполнить данное действие, то для детей данное выражение в изъявительном наклонении служит приказанием, а выражение положи палку под шкаф они не понимают, и оно не служит для них руководством к действию.

Накопление словаря, совершенствование речи в общении и специальные упражнения, обучающие связной речи, помогают довести развитие речи до такого уровня, чтобы в школе чтение стало для детей источником познания и развития.

Говоря о воплощении впечатлений в слово, мы имеем в виду не только непосредственное восприятие натуральных предметов, явлений и художественные иллюстрации, но и такие изобразительные средства, как диафильмы, кинофильмы, кукольный и теневой театр, которые могут в значительной степени восполнить пробел ограниченного использования слова как средства расширения кругозора детей. Уже с первого года обучения вводятся иллюстрации. К иллюстрации делается подпись, которая отражает ее содержание. Это расширяет представления детей, их словарь и способствует проведению беседы и рассказов на основе иллюстрации. По целям и задачам такая работа сходна с рассказыванием слышащим детям.

Делается это следующим образом. Начиная со второй половины первого года обучения с детьми рассматривают отдельные художественные открытки, иллюстрации. По предложению педагога дети показывают и называют все, известное им на иллюстрации. Например, на открытке с изображением спящего кота и прикрытой подписью дети показывают: это — кот; кот лежит. Далее дети показывают и называют: нос, уши, хвост, лапы. После такой беседы дети прочитывают подпись к иллюстрации: кот спит. Или, показывая изображенную на открытке девочку, ее глаза, волосы, руки, платье, бант, ботинки, чулки, чашку на столе, хлеб, ложку, дети прочитывают затем подпись, как бы обобщающую их наблюдения: девочка ест.

После такой беседы открытки с подписью вывешиваются на стену. Вечером воспитатель вновь прочитывает подписи с детьми. Каждые два-три дня вывешивается новая открытка. Одновременно висит на стене не более четырех-пяти открыток. С ними проводятся различные игры, способствующие запоминанию слов. Одни открытки сменяются другими, а затем уже знакомые детям открытки периодически вновь включаются в игры.

Постепенно ко второму году обучения короткие подписи под открытками расширяются, превращаясь в короткие тексты. На третьем году обучения тексты под открытками прекращаются уже в небольшие рассказы.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно

Цели и задачи образовательного процесса ДОУ
Цель политики в сфере дошкольного образования - создание правовых, экономических и организационных условий для обеспечения гарантий прав населения района на получение качественных услуг в сфере образования в условиях стабильного, устойчивого функционирования и развития. Задачи политики в сфере дошк ...

Роль медиа в жизни современных школьников, сущность медиакультуры
Сегодня медиа – один из основных факторов социализации молодого поколения. Нашу эпоху современные исследователи называют по-разному. Для одних это период «постиндустриального общества», для других – «информационная эпоха», кто-то определяет ее как «эпоху глобализации». В тоже время ясно одно: мы жи ...

Профессионально-личностное развитие студента – психолога в процессе учебно–профессиональной деятельности
В России не существует иных форм базовой подготовки психологов, кроме вузовской системы обучения. Не смотря на то, что в настоящее время существует как очная форма обучения психологов, так и заочная, а в последнее время стала возникать и дистанционная, полноценное формирование профессионала–психоло ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru