Исследование связной речи проходило па основе программного речевого материала с использованием иллюстраций и позволило нам выявить следующее (см. Таблицу 3).
Таблица 3.Особенности связной речи слабослышащих учащихся
№ |
Задание |
Процент успешности |
1. |
Рассказ по серии сюжетных картинок составлен |
12,5% |
Выполнено с ошибками, в % |
62,5% | |
Из них: | ||
перечисление действующих лиц или действий |
12,5% | |
однословные ответы на вопросы |
12,5% | |
устно-дактильный аграмматичный рассказ |
12,5% | |
усно-дактильный рассказ с жестовым сопровождением |
25% | |
Задание не выполнено |
25% | |
2. |
Рассказывание сказки «Репка» |
12,5% |
Выполнение с ошибками, в % | ||
Из них: |
50% | |
односоставные нераспространенные предложения |
12,5% | |
перечисление действующих героев сказки в устной форме |
12,5% | |
перечисление действующих героев сказки в устно-дактильной форме |
25% | |
однословные ответы по наводящим вопросам |
12,5% | |
указательные слова типа: А-а, Это . с указанием на действующих героев сказки |
12,5% | |
Задание не выполнено |
37,5% |
По данным таблицы видно, что построение предложений и связного текста соотносится с низким уровнем сформированности. По результатам изучения связной речи нами выявлены процентные показатели успешности, характеризующие количество высказываний детей при выполнении серий заданий в экспериментальной группе.
При составлении рассказа по серии сюжетных картин количественные показатели успешности выполнения задания составляют 12,5%. У слабослышащих детей экспериментальной группы недостаточно формируются умения самостоятельного пересказа по изученному тексту. Количественное своеобразие усвоения компонентов предложений проявляется в том, что при составлении рассказа по серии сюжетных картин не справились с заданием 25% детей. При пересказе сказки «Репка» в группе не справились с заданием 37,5% слабослышащих дошкольников.
Общим при выполнении заданий для дошкольников явилось:
- перечисление действующих лиц или действий с грубыми грамматическими ошибками,
Это интересно