Анализ теоретических положений, представленных в первой главе, а также выводы, полученные на констатирующем этапе исследования, позволили нам разработать педагогическую технологию формирования связной речи слабослышащих дошкольников с использованием моделирования. В разработке данной технологии мы опирались на положение о том, что работа в данном направления не на сводиться лишь к сообщению детям определенной суммы знаний. Представлялось важным формировать у слабослышащих детей старшего дошкольного возраста умение составлять рассказы, включающие разнообразные средства выразительности, а также способность логично, последовательно излагать свои мысли, строить рассуждения, делать выводы, умозаключения в собственной речевой деятельности. Такой подход проблеме позволил наиболее эффективно использовать моделирование как один из приемов обучения слабослышащих дошкольников рассказыванию, развивать ребенка не только в речевом, но и в интеллектуальном плане.
Комплексный игровой и развивающий xaрактер предложенных творческих блоков и игр-занятий может являться одним из путей оптимизации обучения слабослышащих детей старшего дошкольного возраста.
Работа предполагает подготовительный этап к реализации содержания занятий через игры, различные ситуации, творческие задания. Игра - это не просто развлечение, это творческий вдохновенный труд ребенка, его жизнь. Играя, ребенок накапливает знания, осваивает язык, общается развивает мышление и воображение.
При разработке развивающих игр и заданий мы остановились на выборе комплексной формы организованного обучения, включающей серии занятий: «Почувствуем слово!»; «Строим рассуждения и играем»; «Сочиняем» в соответствии с этапами технологии.
Задачи, решаемые при проведении серии занятий «Почувствуем слово»: развитие образного восприятия слова и моделирование образа, развитие умений постигать художественный образ через средства выразительности.
Таблица.4
Игры, игровые ситуации |
Этюды, задания |
Занятия |
«Я вижу слово» |
«Заданные обстоятельства» (см. Приложение 2) |
Слово-знак |
«Я слышу слово» |
«Ловить зверюшку» |
Слова-друзья |
«Я трогаю слово» |
«Заданные слова» (см. Приложение 2) |
Слово-магнит (см. Приложение 2) |
«Я чувствую вкус слова» |
«Волшебный цветок» |
Фильм-рассказ |
«Я чувствую запах слова» |
«Раскрась рассказ» |
Рисунок-ассоциация |
Задачи, решаемые при проведении серии занятий «Строим рассуждения и играем»: дать детям представление о структурных особенностях рассказов и возможности их моделирования в картинках-«рамках», моделях, учить детей «читать» схемы, модели, предложенные воспитателем.
Это интересно
Основные понятия и виды педагогической деятельности
Обратимся к анализу понятий «человеческая деятельность» и «педагогическая деятельность». Под «деятельностью» понимается активность индивида (субъекта), направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного объективированного продукта материальной или духовной культуры. И.П. П ...
Методика использования мультимедиа технологий на уроке
Мультимедиа - это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, но с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, то есть во всех известных сегодня формах. Здесь мы имеем два основных преимущества – качественное и количественное. Качественно новые возможности очевидны, е ...
Современная духовная музыка. Жанры и представители
В наше время духовная музыка становится все более актуальной. Люди стали читать много духовной литературы, а значит, и развивать свой дух всеми возможными способами, в том числе и музыкой. Такой же интерес к духовной музыке стали проявлять и современные композиторы. Они пишут, как и авторскую духов ...