Программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» разработана специалистами Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. На основе программы коллективом авторов под руководством Н.Н. Авдеевой, Н.Л. Князевой и Р.Б. Стеркиной была разработана система развивающих заданий для детей старшего дошкольного возраста. Задания предполагают разные формы взаимодействия детей и взрослых (игры, тренинги, занятия, беседы) и направлены на формирование основ экологической культуры, ценностей здорового образа жизни, осторожного обращения с опасными предметами, безопасного поведения на улице. Материал на эти темы дается детям в доступной форме и строится на раскрытии причинно-следственных связей человека с окружающей средой. Программа содержит следующие разделы: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улице».
Задачи по формирование здорового образа жизни старших дошкольников решаются в разделе «Здоровье ребенка» и предполагают следующую тематику занятий:
«Как устроено тело человека»
Цель: ознакомить детей с тем, как устроено тело человека, каждый с детства должен помнить о своем здоровье, научиться заботиться о нем, развивать и совершенствовать, не вредить своему организму.
«Как работает сердце человека»
Цель: познакомить детей с назначением и работой сердца, сердце человека – очень важный орган, его нужно беречь и укреплять. Игра, прогулка, работа на свежем воздухе, занятия физкультурой, катание на коньках и лыжах, купание, плавание, утренняя гимнастика, ходьба и бег укрепляют сердце.
«Что мы делаем, когда едим»
Цель: ознакомить детей с назначением и работой системы пищеварения.
«Как мы дышим»
Цель: ознакомить детей с органами дыхания, для нормального дыхания в воздухе должно содержаться необходимое количество кислорода, воздух должен быть свежим и чистым.
«Как движутся части тела»
Цель: ознакомить детей с назначением мышц, костей, суставов, их ролью в строении тела человека, а также с возможностями движения различных частей тела, с важностью правильной осанки для красоты и здоровья человека.
«Отношение к больному человеку»
Цель: по возможности не оберегать детей от знаний о тяжелых, хронических заболеваниях, инвалидности. Стараться пробудить в них чувство сострадания, стремление помочь больным, одиноким, пожилым людям.
«Микробы и вирусы»
Цель: дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях – микробах и вирусах.
«Здоровье и болезнь»
Цель: научить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью.
«Личная гигиена»
Цель: развить у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.
«Витамины и продукты»
Цель: рассказать детям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека.
«Здоровая пища»
Цель: помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания – еда должна быть не только вкусной, но и полезной.
«Режим дня»
Цель: сформировать у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья.
«На воде, на солнце…»
Цель: объяснить детям, что купаться, загорать полезно для здоровья только в том случае, если соблюдать определенные правила безопасности.
«Спорт»
Цель: способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни – занятия спортом очень полезны для здоровья человека.
Осуществление задач программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников предполагается на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, которые проводит воспитатель.
На базе ДОУ №41 Фрунзенского района Санкт-Петербурга создана авторская образовательная программа «Расти здоровым». Программа ставит перед педагогами задачу – обеспечить возможности формирования и применения знаний, умений и навыков, необходимых детям для ведения здорового образа жизни. Для того, чтобы в дальнейшем жизнь ребенка была успешной, надо помочь ему расти здоровым, научить его не болеть.
В основе программы лежит треугольник здоровья, имеющий три вершины: физическую (состояние тела), психическую (состояние разума и эмоций) и социальную (состояние отношений в социальной среде). Каждый из этих трех видов здоровья вносит свой вклад в сбалансированный стиль жизни.
Это интересно
Управление дошкольным образовательным учреждением
В предыдущем разделе было сказано, что управление это процесс целенаправленного, осознанного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определённых целей, результатов деятельности. При этом субъект управления - это физическое или юридическое лицо, от которого исходит власт ...
История и развитие Городецкого промысла
Небольшой приволжский городок Городец стал в наши дни центром развития разнообразных народных ремесел: это и резьба, и инкрустация по дереву, и своеобразная вышивка. Но более всего известен Городец росписью деревянных изделий. Возникновение Городецкой росписи связано с производством деревянных прял ...
Требования к проведению контроля
Существуют определенные педагогические требования, которые предъявляются к организации контроля за учебной деятельностью обучающихся: • Контроль индивидуального характера: предполагается подборка индивидуальных заданий обучающимся и исключение возможности подсказок при помощи соответствующей органи ...