pedagogyreview
Разное по педагогике » Формы и средства обучения » Группа как социально – психологический феномен

Группа как социально – психологический феномен

Страница 2

Определение малой группы и ее границы.

Если выбрать из бесчисленных определений малых групп наиболее «синтетическое», то оно сводится примерно к следующему: «Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов».

Классификация малых групп.

Неоднозначность понятия малой группы породила и неоднозначность их классификации. Имеются классификации по времени существования, степени тесноты контакта, способу вхождения индивида и т.д. Распространение получили следующие деления групп:

А) первичные и вторичные.

Б) формальные и неформальные.

В) группы членства и референтные.

А) Под первичными подразумевались группы с наличием непосредственных контактов, однако это отождествляется с определением самой малой группы. Поэтому данная классификация сохраняется лишь из традиции.

Б) Это деление было предложено Э. Мэйо. По Мэйо в формальной группе чётко заданы позиции её членов, предписанное групповыми нормами, строго распределены роли всех членов группы, представление об отношениях по вертикали как определяемых системой ролей и статусов. Внутри формальной группы стихийно складываются неформальные группы без предписанных статусов и ролей. В реальности многие формальные группы имеют черты неформальных и наоборот, поэтому трудно вычленить строго формальные или неформальные группы. Вместо этого были ведены понятия формальной и неформальной структуры группы, и различаются не группы, а характер отношений внутри них. Соответственно данная классификация также не является строгой.

В) Г. Хайменом открыл феномен референтной группы. В его экспериментах со студенческими сообществами было обнаружено, что часть членов малых групп разделяет нормы поведения, принятые в другой группе, на которую они ориентируются. Данная группа была названа референтной. Исследование данного феномена позволяет решить в частности опрос подростковой преступности, однако до сих пор нет объяснения о причинах выбора индивидом той или иной референтной группы.

Групповые явления: конформизм, групповая сплоченность, групповое давление.

Конформизм – групповое давление, в результате которого изменяется установка отдельной личности, или изменение поведения, или побуждений человека в результате реального или воображаемого давления группы.

Конформист – человек, не поддающийся групповому давлению.

Петровский выделил 3 формы поведения:

Внутригрупповая внушаемость (бесконфликтное принятие мнения группы).

Конформизм (осознанное внешнее согласие с группой при внутреннем конфликте).

Коллективизм (коллективистическое самоопределение Личности).

Закономерности конформного поведения:

Степень конформизма зависит от специфики групповой задачи. Степень наиболее высока, когда задача неопределенна и сложна.

Размер группы: наибольшая степень конформизма в группе от 3 до 5 человек. Увеличение размеров группы приводит к снижению.

От статуса человека: человек с большим статусом оказывает большее давление.

Зависимость конформизма от пола и возраста. Дети более внушаемы (после 15 лет снижается). Женщины более чем мужчины.

Групповая сплочённость один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе её членов.

В данном случае исследуется сам процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим собственным законам. Существуют различные интерпретации понятия групповой сплочённости, каждая из которых основана на признании важности эмоциональной стороны взаимоотношений в малой группе. Так, в русле социометрического направления сплочённость прямо связывалась с таким уровнем развития межличностных отношений, когда в них высок процент выборов, основанных на взаимной симпатии. В социометрии предложен специальный «индекс групповой сплочённости», который вычисляется как отношение числа взаимных положительных выборов к общему числу возможных выборов. Согласно экспериментальным исследованиям, рост сплочённости группы сам по себе не обязательно увеличивает (или снижает) её продуктивность. Как минимум, два фактора способны существенно повлиять на взаимосвязь этих переменных: принятые в группе нормы и мотивация к групповой деятельности. Групповая сплочённость тем выше, чем выше показатели ценностно-ориентационного единства и групповой эмоциональной идентификации.

Страницы: 1 2 

Это интересно

Черты, характерные для свободного воспитания в целом
Во-первых, "вера в творческие силы ребенка, в его внутреннее стремление к раскрытию своих сил и вера в то, что в этом раскрытии творческих сил ребенка всякое внешнее, даже самое благотворное влияние будет иметь тормозящее действие. Во-вторых, идеологов свободного воспитания отличает установка, ...

Особенности восприятия медиа-информации младшими школьниками
Проблема развития медиакультуры и медиаграмотность (умение анализировать и синтезировать информацию из различных источников, умение «читать» медиатекст) младшего школьного возраста становится весьма актуальной: именно в первые годы обучения в школе современные дети сталкиваются с большим информацио ...

Понятие творческой личности в исследованиях и литературе
Под творческой личностью понимают личность, способную к созидательно-инновационной деятельности и самосовершенствованию. Основными компонентами творческой личности являются: а) творческая направленность (мотивационно-потребностная ориентация на творческое самовыражение, целевые установки на личност ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru