pedagogyreview
Разное по педагогике » Формы и средства обучения » Познавательная сфера личности в процессе обучения

Познавательная сфера личности в процессе обучения

Страница 1

Познавательные психические процессы, как составная часть любой человеческой деятельности. Основные познавательные процессы. Неравномерность возрастного развития познавательной сферы личности. Учёт возрастных и индивидуальных особенности познавательной сферы ребёнка в процессе обучения. Диагностика познавательных процессов. Формирование познавательных процессов в различных видах деятельности.

Психические процессы, как основа функционирования психической сферы человека.

Психические познавательные процессы: ощущение, восприятие, воображение, внимание, мышление, речь.

Психические эмоционально-волевые процессы: эмоции и чувства, воля.

Известно, что психика является особой формой отражения объективной реальности, присущей только живым существам. При этом само отражение не только представляет продукт активной деятельности субъекта, но и, опосредствуя её, выполняет функцию ориентации и управления ею. Следовательно, психические явления представляют собой необходимый внутренний момент предметной деятельности человека. Основные познавательные процессы.

Учащийся в процессе познавательной деятельности совершает отдельные действия: слушает объяснение учителя, читает учебник и дополнительную литературу, решает задачи, выполняет экспериментальные задания и т. д. Каждое из указанных действий можно разложить на отдельные операции, в качестве которых выступают основные психические процессы: ощущение, восприятие, представление, мышление, память, воображение и т. д. Среди всех познавательных психических процессов ведущим является мышление. Действительно, мышление сопутствует всем другим познавательным процессам и часто определяет их характер и качество. Например, характерной чертой восприятия является его осмыслённость. «Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предмет — это значит мысленно назвать его, т.е. отнести воспринятый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нём сходство со знакомыми нам объектами, отнести его к некоторой категории».

Следовательно, активизировать познавательную деятельность учащихся в процессе обучения — это значит, прежде всего, активизировать их мышление. Важность этой задачи неоднократно подчёркивал видный советский психолог С. Л. Рубинштейн: «Важнейшим делом (обучения) является воспитание мышления, способности не только владеть фиксированными операциями, приёмами, включаемыми по заранее заданным признакам, но и вскрывать новые связи, открывать новые приёмы, приходить к решению новых задач».

Педагогическая физиология – это комплексная интегральная система знаний, объединяющая возрастную физиологию и возрастную психофизиологию с педагогикой, решающая вопросы роста и развития ребёнка на ранних этапах возрастного развития и влияния на эти процессы всего комплекса условий обучения и воспитания.

Длительность, постепенность и неравномерность развития определяет различия функциональных возможностей организма при взаимодействии с факторами обучения и воспитания. Именно поэтому, одной из главных задач педагогической физиологии является разработка физиологических основ эффективной организации учебного процесса, физиологического обоснования новых методик обучения.

Более 130 лет назад великий русский педагог К.Д. Ушинский в своей работе «Человек, как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» обосновал необходимость для педагога и педагогики знания тех наук, на которых «основываются правила педагогической теории». Выделяя эти науки, Ушинский впервые отличает физиологию как ту область знания из которой «педагогика ещё не черпала». Несмотря на то, что с момента написания этого труда прошло почти 150 лет, ситуация практически не изменилась. Педагог по-прежнему имеет весьма поверхностные знания о закономерностях роста и развития ребёнка, об оптимальных нагрузках, о влиянии учебной деятельности и об изменении в процессе этой деятельности функционального состояния организма и многих других физиологических и психофизиологических закономерностях, без знания которых невозможно сделать образование адекватным и эффективным.

Страницы: 1 2

Это интересно

Сущность педагогической технологии
Основой целью профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста, способного к эффективной профессиональной работе по специальности и конкурентного на рынке труда. Традиционная подготовка специалистов, ориентированная на формирование знаний, умений и навыков в предметн ...

Особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста
Под физическими качествами и способностями мы понимаем такие качества и способности, которые характеризуют его физическое состояние, это - прежде всего, состояние его морфофункционального развития: конституция его организма и физиологические функции последнего. К числу признаков, характеризующих ко ...

Понятие контроля. Задачи и цели контроля
В этой главе будут рассмотрены и проанализированы определения понятия «контроль» из разных источников, чтобы наиболее полно отразить контроль как педагогический процесс, составляющие контроля и его особенности. Важно отметить, что контроль в обучении отличается от контроля в других областях и профе ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.butem.ru