pedagogyreview
Разное по педагогике » Сказка как средство нравственного воспитания старших дошкольников » Значение сказки в нравственном воспитании старших дошкольников

Значение сказки в нравственном воспитании старших дошкольников

Страница 3

Они разговаривают, как люди, занимаются такими же делами, как люди, помогают им, имеют человеческие достоинства и недостатки. В сказках более древнего происхождения человек оказывается слабее животного, а в сказках более позднего периода человек побеждает животного своим умом и смекалкой. В сказке "Вершки и корешки" мужик обманул медведя, деля с ним урожай. Каждый раз медведь проигрывал мужику, получая вершки пшеницы, репы. Медведь выступает как комический персонаж, простоты и глупости. Он ведь не знает, что есть съедобного у растений, которые выращивает мужик. А в жизни медведь - хозяин леса, которого бояться не только звери, но и люди.

Главный персонаж сказок о животных - это хитрая кума Лиса, Лисица Патрикеевна, Лисица - масляна губица - существо льстивое, жадное, хитрое, коварное.

Аллегорический смысл имеет сказка "Лисица - исповедница", "где высмеивается ханжество и корысть духовенства, а другой сказке " Кот и лиса" высмеивается помещичье - чиновничий произвол.

Но не всегда сказки о лисе заканчиваются её торжеством. За лесть, хитрость, коварство она часто наказывается. Так, вместо "невесточки", она получает от мужика мешок с собакой, от которой ей здорово достаётся ("За скалочку - гусочку").

В противоположность лисе в сказках обычно выводится волк - глупый, старый, волк - дурень, серый дурак, жадный, но не менее лисы. Иногда он действует "лисьим" способом: хитростью: притворным тонким голосом, заставляя козлят отворить ему дверь - и поедает их. Но обычно это наглый сильный насильник.

В ряде сказок главным персонажем выступает медведь - Михайло Иваныч, Михаил Потапыч, Мишка. Это неповоротливый, неуклюжий увалень, сластёна, тугодум, зверь, огромной силы, применяющий её обычно глупо. Медведь - это насильник и хищник. Иногда он оказывается в глупом положении, когда всё время берёт вершки, а не корешки.

Из других обитателей леса и поля в сказках встречаются - зайчик серенький или беленький, ножки тоненькие, сам лёгонький - тип наивного и безобидного труса. В других сказках встречаются мышь, лягушка, а из птиц - дрозд, дятел, ворона и др.

Домашние животные в сказках представлены, прежде всего, котом - баюном (сказочник) или котом гусельщиком, котишко мурлышко, серый лобишко, который рисуется красавцем. А Котофей Иваныч любит маслице, молочко, балуется сметанкой, за что был изгнан из дома. Но в ряде сказок это смелый и положительный герой, "кот с сабелькой" освобождает петуха от лисы.

Следующий герой - это петушок, золотой гребешок, часто оказывается в ситуациях, когда его спасают, как в сказке: "Петушок - золотой гребешок" или "Петушок, бобовое зёрнышко".

Реже рассказывается о таких животных как коза, козёл, баран, свинья.

В художественной форме сказок о животных - композиция, стиль и язык сказок складывались в зависимости от их происхождения, развития и ориентацией на детскую аудиторию. В сказочных образах животных верно подмечены и воспроизведены основные повадки зверей. Черты эти подмечены фантастической способностью животных говорить, ходить друг к другу в гости, жить в одной избушке, заготавливать дрова и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Это интересно

Классификация физических методов исследования в химии
Классификация методов не может быть абсолютно строгой, поскольку не всегда удается выделить специфические свойства, определяемые данным методом. Но в целом, возможно, оценить наиболее важные характеристики методов исследования. В большинстве этих методов измеряют зависимость интенсивности излучения ...

Результаты опытно-экспериментальной работы воспитателя по развитию творчества детей старшего дошкольного возраста
Экспериментальная работа проводилась на базе д/с «Алпамыс» г.Караганды с сентября 2012г. по февраль 2013 года. В эксперименте учувствовало 49 детей: 25 детей старшей группы «Аққу» экспериментальная группа; 26 детей старшей группы «Қызғалдақ» - контрольная группа. Конст ...

Методы формирования интереса к обучению у младших школьников
Все дети мечтают поскорее пойти в школу… до того, как попали в нее. Уже через пару месяцев после начала учебы они мечтают о каникулах и о выпускном вечере. Еще бы. Чем их может привлечь школа? Строгими правилами? Вечными «нельзя» и «надо», когда хочется все наоборот? (Нельзя бегать и болтать, надо ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru