pedagogyreview
Разное по педагогике » Сказка как средство нравственного воспитания старших дошкольников » Значение сказки в нравственном воспитании старших дошкольников

Значение сказки в нравственном воспитании старших дошкольников

Страница 8

В домашнем быту печка стоит неподвижно - в сказке Емеля - дурак разъезжает на ней по всему царству. Таков общий принцип в построении сюжетов в сказках такого типа. Разумеется, в сюжете одной конкретной сказки этот принцип проявляется так, в сюжете другой - по - другому, в одной ярче, в другой бледнее. Но в основе художественного метода социально - бытовой сказки лежит именно это стремление "показать алогизм обычного", "вывернуть его наизнанку".

Герои социально - бытовой сказки часто выступают самые простые люди: бедный мужик, батрак, "мастеровой человек", солдат. Характеризуются они почти также, как и герои авантюрно - новеллистических сказок.

В социально - бытовых сказках образ Иванушки - дурачка, который действовал в волшебных сказках, изменяется и переосмысливается, наполняется новым содержанием. Переосмысление образа сказочного русского Ивана шло в двух направлениях, но в обоих случаях возникал образ так или иначе сниженный, "прозаический", карикатурный.

В социально - бытовых сказках герой часто оказывается третьим, младшим сыном. При дележе наследства старшие братья его обижают. Но сочувствия к нему по этому случаю, сказка не обнаруживает. Если в волшебных сказках был "Иван меньшой", "разум большой", то у нового героя разума то и нет. Он только и знает, что сидит или лежит на печи ("на печке лежал, да сопли в клубок мотал"). Правда это не сознательный бездельник или лодырь, но это дурак, который не может сделать хорошо, ни одного дела. Его ругают, и бьют (поэтому он "дурак набитый") - "да что толку: с дурака взятки гладки".

В сказке награждается и этот Иван; отсюда и поговорка: "дуракам везёт". Но богатство и счастье, получаемые дураком, - это уже не награда, а случайная удача. Глупость и нерасторопность, лень и праздность, неумение работать, болтливость и пустое упрямство, лживость - всё это осмеивается как пороки общечеловеческого характера, присущие многим людям из народа. Смех в сказках об Иване - дурне добродушный, беззлобный юмор.

С другой стороны герой в социально - бытовых сказках также рисуется вначале наивным дурачком и простофилей, затем обнаруживается, что это лишь маска, за которой прячутся ум, хитрость, ловкость, сноровка. Но все эти качества человека на "уме", направлены не на борьбу с фантастическим злом в образе Кощея Бессмертного или Змея Горыныча, а с реальным, социально определённым врагом. Хитростью, обманом, притворством и ложью герой социально - бытовой сказки, бедный человек жестоко мстит своим прямым угнетателям: жадным, но глупым барам, попам, богачам, судьям, купцам. Добродушный юмор превращается здесь в беспощадную сатиру. Пороки, обличаемые в сказках на эти темы, те же самые: лень, жадность, неуменье взяться за дело и т.д. Но носителями этих пороков являются - дворянство, чиновничество, духовенство.

Раскрывая "алогизм обычного", народ доказал в своих сказках справедливость созданной им пословицы: "Мужик сер, да ум - то у него не волк съел". Народ верит в силу человеческого разума, справедливости и в сказках утверждает, что жизнь в классовом обществе устроена несправедливо. Носителем разума - догадки, находчивости, остроумия, житейской опытности т.д. - здесь выступает простой человек: мужик, солдат, сапожник и т.п.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Это интересно

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru