pedagogyreview
Разное по педагогике » Методика увеличения словарного запаса на среднем этапе обучения » Приемы повышения лексического запаса учащихся 8 классов

Приемы повышения лексического запаса учащихся 8 классов

Страница 2

Многолетний педагогический опыт обучения школьников иноязычной речи убеждает, что обогащение лексического запаса учащихся – постоянная забота учителя в системе мер, направленных на развитие иноязычной коммуникативной компетенции как цели обучения иностранному языку.

Создаются условия, побуждающие учащихся уйти от примитива и сделать свою речь богаче и выразительнее, используя обширную, порой идиоматическую, лексику УМК. Задача учителя превратить эту лексику в «собственность» учащихся, чтобы она стала их активным словарным запасом. С этой целью с помощью компьютера, важнейшего средства информационно-коммуникационных технологий, создаю речевые опоры, которые и помогают в достижении поставленной цели.

Речевые опоры – это карточки учебного раздаточного материала с ключевыми словами в неопределенной форме, раскрывающими тему, проблему, идею рассказа, «подсказкой» сюжетной канвы которых они являются. Смысл технологии работы с ними в том, чтобы, не предоставляя обучающимся готовый текст развернутого сообщения, стимулировать их самостоятельные высказывания и таким образом в процессе моделирования учебно-речевых ситуаций закрепить в их речи тематическую лексику УМК, превращая ее в лексику активную, значительно расширяя и обогащая индивидуальный словарь учащихся. Лексика для иноязычной коммуникации школьников представлена в речевых опорах в нужном для сообщения порядке, что позволяет учащимся легко сохранять логику сюжетной канвы высказывания. Одновременно речевые опоры являются также и источником информации по обсуждаемой проблеме, которой школьники могут пока не владеть, но, зная строгие механизмы построения английских предложений, учитывая обширное многообразие видовременных форм английского языка и других явлений английской грамматики, уже способны интерпретировать все на изучаемом языке и совершенствовать свои умения и навыки устной речи. А это предопределяет уже серьезную необходимость задействовать все речемыслительные процессы школьников, способствующие не «слепому» проговариванию, а осознанному выражению мысли на изучаемом иностранном языке.

Одним из важных способов пополнения словарного состава языка является деонимизация (апеллятивация), т.е. переход онима ( собственного имени) в апеллятив (имя нарицательное) без аффиксации. А.В. Суперанская отмечает, что переход в нарицательные потенциально свойствен всем широко известным именам. В языке постоянно идет обмен между именами собственными и нарицательными, в значительной мере способствующий обогащению словарного состава языка: Ампер – ампер, Бойкот – бойкот, Кашмир – кашемир (ткань), п-ов Лабрадор – лабрадор (камень), п-ов Ньюфаундленд – ньюфаундленд (порода собак). Отмечены следующие виды таких переходов:

Имя лица – лицо: геркулес в значении «силач»,

Имя лица – вещь: макинтош в значении «плащ»,

Название места – вещь: бордо в значении «вино»,

Имя лица – действие: бойкот в значении «прекращение отношений»,

Название местности – действие6 панама в значении «обман»,

Имя лица – единица измерения: ампер, кулон, ангстрем,

Название местности – место: Камчатка в значении «отдаленное место»,

Лицо – место: пенаты в значении «родной дом».

Когда собственное имя переходит в нарицательное, «оно наполняется новым значением, которое теперь соотносится с типичной деятельностью именуемого человека, с типичной продукцией, с какими-либо характерными условиями местности и т.п.

Английский язык богат примерами новообразований от имен собственных:

аbigail – горничная, служанка (от имени Abigail)

albert – род цепочки для часов (от имени принца: Prince Albert)

andrew – слуга, камердинер (от Andrew)

Charley – ночной сторож;бородка клинышком (на манер короля Charles I)

Сharlotte – шарлотка, яблочный пирог

Chinook – теплый влажный ветер в штатах Орегон и Вашингтон (по названию индейцев).

Maxim – станковый пулемет системы Максима (изобретен в 1885г.)

Cardigan – кардиган, джемпер с застежкой на пуговицах (от титула графа Кардиганского).

Чтобы формировать лексические навыки, нужно прежде всего знать, что это такое, на основе каких механизмов они функционируют. Для использования какой-либо лексической единицы необходимо:

а) вспомнить ее, вызвать в памяти соответственно задаче, замыслу, что происходит подсознательно;

б) мгновенно сочетать данную лексическую единицу с предыдущей или последующей, причем сочетание это должно быть не просто правильным лингвистически, но и адекватным речевой задаче в данной ситуации.

Указанные операции сопровождаются работой механизма ситуативного слежения: если автоматически вызванное слово не подходит ситуации, то включается уже сознательный выбор лексических единиц, или сознательный подбор сочетаний.

Знания этих двух операций недостаточно для организации работы по формированию лексических навыков. Различные данные позволяют выделить в лексическом навыке следующие компоненты.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно

Значение самостоятельных работ в обучении младших школьников
Без систематической организации самостоятельных работ школьников нельзя добиться прочного и глубокого усвоения ими понятий, закономерностей, нельзя воспитать желание и умение познать новое, обязательные для самообразования, самосовершенствования. Самостоятельное познание возможно лишь в том случае, ...

Познавательная сфера личности в процессе обучения
Познавательные психические процессы, как составная часть любой человеческой деятельности. Основные познавательные процессы. Неравномерность возрастного развития познавательной сферы личности. Учёт возрастных и индивидуальных особенности познавательной сферы ребёнка в процессе обучения. Диагностика ...

Валеологическое образование в дошкольном образовательном учреждении
Основными задачами дошкольного учреждения по физической культуре детей являются: охрана и укрепление их здоровья, формирование у них жизненно необходимых двигательных умений в соответствии с индивидуальными особенностями, развитие двигательных способностей, накопление элементарных знаний о физическ ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru