3. В результате учащиеся не употребляют так называемую "текущую"лексику, которую они проходили раньше.
а) Вся пройденная лексика остается без употребления.
б) Не выполняются упражнения для усвоения пройденной лексики.
4. Предлагаемые в текстах подтексты (ситуации) заучиваются наизусть, а раннее пройденная лексика остается без употребления. Таким образом, не происходит постоянного «круговорота» всей пройденной лексики и сочетания ее с новыми словами, не расширяются в текстах ситуации, не происходит использование всего лексического багажа для расширения объема речи учащихся. Поэтому учащиеся плохо владеют школьной лексикой.
При обучении говорению очень важно учитывать соотношение его важнейших форм: монолога и диалога, зависящих от количества собеседников, участвующих в речи.
Монолог является такой формой речи, когда ее выстраивает один человек, сам определяя структуру, композицию и языковые средства.
Монологическая речь всегда обладает признаком адресованности, что выражается в словах-обращениях: «Дорогие товарищи!», «Послушайте дети .»
В обучении монологической речи в методике приняты два пути: "путь сверху" - исходной единицей обучения является законченный текст; "путь снизу" - где в основе обучения - предложение, отражающее элементарное высказывание.
Рассмотрим сначала способ обучения, при котором исходной единицей является текст-образец, работа над ними состоит из нескольких этапов.
Первый этап - максимальное "присвоение содержательного плана текста, его языкового материала и композиции, т.е. того, что может быть использовано затем в текстах, которые будут строить сами учащиеся, создавая свои монологи.
В связи с этим этапом рекомендуются следующие задания:
прочитать текст, ответив на вопросы по содержанию;
составить план текста в виде вопросов.
Второй этап - разнообразные пересказы исходного текста: сначала близко к тексту, затем от имени разных действующих лиц, наконец, от имени учащегося.
Надо заметить, что пересказ текста как способ развития монологической речи издавна использовался в методике, однако он рассматривался как итог, конечная инстанция в развитии этой формы речи, что нельзя признать правильным, так как простой пересказ лишен важнейших характеристик речи и не является коммуникативным, но пересказ как промежуточная инстанция в «присвоении» текста является эффективным средством обучения монологическому высказыванию.
Охарактеризуем далее особенности обучения диалогической речи.
В методике принято различать стандартные и свободные диалоги. Стандартные диалоги обслуживают типовые ситуации. Чаще всего стандартный диалог предполагает четкую закрепленность ролей (кассир-покупатель, врач-больной), В совокупности они представляют собой мини-диалог на бытовую тему, выражения которого лучше выучить наизусть. Таковы, например, типичные реплики, употребляемые в магазине:
Please, how much is this hat?
It is ten pounds.
Что касается свободных диалогов, то они бывают следующих типов: интервью, расспрос, беседа, дискуссия. Разные типы диалогов характеризуются различной «Мерой активности участников». В интервью и расспросе один из собеседников занимает активную позицию, ему принадлежит речевая инициатива, в то время как его партнер только реагирует, даже если он произносит в ответ целый монолог, этот монолог носит целиком и полностью ответный характер.
Это интересно
Влияние нарушения фонематического слуха на развитие речи ребёнка
Несовершенный фонематический слух, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны. Формирование правильного произношения зависит от способности ...
Техническая
оснащенность ДОУ
В настоящее время одной из важных проблем является техническая оснащенность в ДОУ. К сожалению, применение компьютеров в ДОУ, встречается с проблемами: материальные и организационные проблемы, плохая материальная обеспеченность ДОУ, в первую очередь компьютерами, которые можно успешно использовать ...
Историческое развитие понятия милосердие
Само милосердие возникло задолго до того, как люди придумали синтетическое понятие. В Древнем Риме, в Афинах богатые горожане старались помочь людям, которые нуждались в пище, одежде. В обычае было устраивать общественные трапезы, раздавать согражданам деньги, одежду, пищу. По мнению Гусейнова, это ...