pedagogyreview
Разное по педагогике » Лирические отступления в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" как способ развития творческого мышления учащихся 9-х классов » Понятие «мышление», его сущностные характеристики

Понятие «мышление», его сущностные характеристики

Страница 2

Творчество – это деятельность, результатом которой является создание новых материальных или духовных ценностей.

Для ученика творчеством является также субъективно вновь открытое знание, которое приобретено усилиями собственной мыслительной деятельности, или же развитие и закрепление в характере определенного личностного качества, например, чувства ответственности, настойчивости.

Творчество – это постоянное усовершенствование своей личности, интеллекта, это постоянная устремленность делать больше, лучше, чем раньше. В творческом деле человек развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои интересы и потребности, задатки и способности.

Творческое сознание – явление многофакторное и имеет сложную структуру, что делает его трудно определяемым. Описание сущности творческого мышления требует его определения как предмета психологии, выделения структуры, факторов, принципов, механизмов, критериев и его соотношение с другими видами и формами мышления. Попытаемся изложить некоторые эти особенности.

Творческое мышление является предметом изучения психологии. С этой позиции мышление учащегося – это, прежде всего, особый вид деятельности, который прямо или косвенно опосредствует его материально-предметную деятельность. Будучи обусловленным, в конечном счете, материально-предметной деятельностью, мышление должно исходить из факторов, которым эта деятельность подчиняется.

Творческое мышление необходимо должно быть диалектическим, т.е. для него характерно целостное понимание предмета в его глубинных взаимосвязях.

Творческое мышление как предмет изучения психологии – это непосредственное мысленное усмотрение связей в изучаемом предмете, в результате которого возникает или предметная реальность или субъективно новое знание, или же идеальный образ.

В структуре предмета творческого мышления возможно разделение на 2 блока. Это – научное и ненаучное творчество. В основе научного творчества можно выделить учебно-научное и собственно научное творчество, первое из которых и является предметом нашего специального исследования. Первое охватывает начальную, среднюю и высшую школу. Второе - может быть на эмпирическом и теоретическом уровнях.

На первом уровне происходит эмпирическое исследование, накопление материала для дальнейшего теоретического осмысления и формирования законов, теорий и т.д. Однако эмпирическое исследование само еще может протекать на двух подуровнях: чувственном и рациональном, а теоретический уровень творчества может быть на формально-логической или диалектико-логической основе.

Ненаучное творчество имеет такое же сложное строение; здесь можно выделить 4 основных блока: игровое, житейское, художественное и производственное творчество.

Игровое творчество возникает и протекает стихийно, ребенок присваивает общественные нормы поведения, развивает свое творческое воображение, как основу творческого мышления. Житейское творчество может быть как стихийным, так и целенаправленным, организованным. Художественное творчество, куда входит материальное, музыкальное, изобразительное, также может протекать в стихийной и организационной форме. И, наконец, производственное творчество. Если художественное творчество создает духовные ценности общества, то производственное – его материальную базу.

Вполне обоснованно утверждается, что творчество – природная функция мозга, поэтому творческие потенциалы заложены в каждом ребенке и могут быть развиты в процессе целенаправленного воспитания; развитие творческой личности школьников происходит только при соответствующей организации учебной деятельности: обучиться творческому стилю мышления ученик может только в процессе практического решения творческих задач, для чего требуется особая форма организации учебной деятельности, где учение должно превратиться в «квазииследовательскую деятельность».

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно

Основные требования к произношению. Специфика английских звуков
Как считает Филатов В.М., основные требования к произношению - фонематичность, т.е. степень правильности фонетического оформления речи, достаточная для понимания ее собеседником, и беглость, т.е. степень автоматизации произносительных навыков, позволяющая учащимся говорить в нормальном темпе (130-1 ...

Дистанционные образовательные технологии как средство организации качественного школьного обучения
Дистанционное обучение – для учителей школы, еще совсем новая, неисследованная форма обучения. Еще много неясностей, много трудностей возникает у учителей, которые пробуют на практике применить технологии дистанционного обучения на своих уроках. Дистанционное обучение не столь уверенно и интенсивно ...

Практическое применение мультимедиа на уроках математики
Конспект урока по математике в 6 «а» классе школы №16 Тема: Деление положительных и отрицательных чисел Цели: (слайд 1) научить делить положительные и отрицательные числа закрепить сложение, вычитание и умножение положительных и отрицательных чисел развивать грамотную математическую речь воспитыват ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru