pedagogyreview
Разное по педагогике » Лирические отступления в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" как способ развития творческого мышления учащихся 9-х классов » Практическое применение системы занятий лирических отступлений в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в 9-х классах

Практическое применение системы занятий лирических отступлений в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в 9-х классах

Страница 2

Цель: способствование усвоению навыков и умений учащихся выделять в романе лирические отступления в процессе работы с текстом.

Задачи:

обучающая: формирование знаний учащихся о лирических отступлениях в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» в процессе работы с текстом;

развивающая: развитие у учащихся логического мышления в процессе анализа лирических отступлений;

воспитательная: воспитание у учащихся интереса, способствующего формированию их творческого потенциала в ходе беседы на занятии.

Вид урока: традиционный.

Тип урока: получение новых знаний.

Принципы: доступности, наглядности (таблица), системности, связи теории с практикой.

Оборудование: художественный текст романа «Евгений Онегин».

Ход занятия:

Учитель приветствует учащихся. Объявляет тему урока, его цель и ход: «Тема нашего сегодняшнего урока: «В мире лирических отступлений». Сегодня мы с вами будем изучать внесюжетные элементы романа «Евгений Онегин» и научимся правильно их конспектировать. Прежде чем перейти к изучению внесюжетных элементов романа, мы определим значение и правила конспектирования — вы должны кратко зафиксировать основные моменты, темы лирических отступлений и их примеры».

Учитель рассказывает общую характеристику лирических отступлений, их место в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:

«Нужно отметить, жанровое своеобразие романа: « не роман, а роман в стихах — дьявольская разница». В романном повествовании преобладает лирическое начало. Лирическое отступление — авторская речь в эпическом или лироэпическом произведении, выражающая непосредственное отношение автора к изображаемому или в связи с ним; впервые приобрело большое значение в литературе романтизма. Лирическое отступление относится к внесюжетным элементам произведения, содействует раскрытию идейного содержания произведения. Так в «Евгении Онегине» композиция «свободного романа» позволяет органически включать в него многообразные лирические отступления: через весь роман проходят лирические воспоминания, связанные с событиями из жизни поэта, обращения к друзьям, к читателю, неоднократно возникает тема поэзии и связанные с нею полемические высказывания, размышления о дружбе, любви, о ценности человеческой личности. Голос автора романа звучит в многочисленных этих отступлениях, которые определяют движение повествования в различных направлениях. Лирические отступления представляют автора как героя собственного романа и воссоздают его биографию, что может подтвердить то, что Пушкин сам себя нарисовал и написал о себе.

Роль автора в романе главенствующая. Автор выступает как лирический центр повествования. Рассмотрим биографический пунктир лирических отступлений: первая глава — рассказ о молодости и упоминания о южной ссылке. Найдём примеры:

…Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь.

Так воспитаньем, слава Богу,

У нас немудрено блеснуть…

Например, 6 глава — прощание с молодостью:

Кого ж любить? Кому же верить?

Кто не изменит нам один?

Или, например, 8 глава — рассказ Пушкина о лицейских годах:

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал,

Читал охотно Апулея,

А Цицерона не читал .

Мир автора в лирических отступлениях субъективен.

Таким образом, мы выяснили, что лирические отступления — это внесюжетные элементы романа. Также к лирическим отступлениям можно отнести эпиграфы: эпиграф ко всему роману и эпиграфы к каждой главе. «Евгений Онегин» состоит из отдельных глав, к каждой из которых дан эпиграф. Каждая из восьми глав имеет свое смысловое ядро и название (названия остались в черновике). Эпиграф дан также ко всему роману.

Эпиграф — изречение, краткая цитата перед произведением или его частью, раскрывающая основную идею произведения.

Например, рассмотрим 5 главу. Ее Пушкин назвал «Именины». Внимание уделено Татьяне. В эпизоде сна символически представлен образ общественной среды, враждебной главной героине. Эпиграф из Жуковского: «О, не знай сих страшных снов Ты, моя Светлана!» вызывает в памяти читателей широко известную балладу русского поэта - романтика «Светлана». Имя Светланы ещё несколько раз упоминается в романе в связи с рассказом о Татьяне (3 гл., 5 строфа; 5 гл., 10 строфа).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно

Виды контроля результатов обучения
Текущий контроль - наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Обычно он сопутствует процессу становления умения и навыка, поэтому прово­дится на первых этапах обучения, когда еще трудно говорить о сформированности умений и навыков учащихся. Его основная цель - ана­лиз ...

Использование систем информационного обеспечения для решения задач управления школой
При формировании информационного обеспечения управления школой необходимо ответить на ряд вопросов: какая информация нужна и как организовать ее сбор. При этом собранные данные можно считать информацией в полном смысле слова лишь при условии ее использования для решения конкретных внутриорганизацио ...

Результаты исследования показателей координационных способностей у дзюдоистов на протяжении педагогического эксперимента
Современный уровень развития спорта предъявляет повышенные требования к качеству подготовки дзюдоистов на различных этапах многолетнего учебно-тренировочного процесса. Спортивный результат во многом детерминируется уровнем специальной физической подготовленности спортсменов. Особая роль в специальн ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru