pedagogyreview
Разное по педагогике » Лирические отступления в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" как способ развития творческого мышления учащихся 9-х классов » Практическое применение системы занятий лирических отступлений в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в 9-х классах

Практическое применение системы занятий лирических отступлений в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» в 9-х классах

Страница 5

- С какой целью, на ваш взгляд, их использует автор?

С целью донести до читателя свои чувства, мысли, рассуждения и поделиться воспоминаниями.

«Дома вы хорошо поработали, а сейчас я предлагаю вам заполнить таблицу, которая поможет вам на следующем уроке составить собственные литературные тексты. Работа над заполнением таблицы коллективная, но возможно заполнение некоторых колонок самостоятельно. Заведите таблицу в отдельной тетради или с обратной стороны тетради, т. к. её можно продолжить, изучая другие произведения и записывая туда средства художественной выразительности.

Таблица «Художественно–выразительные средства лирических отступлений романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Художественно-выразительные средства и их особенности.

Пример лирического отступления

Рифмовка

1

Эпитеты — яркие прилагательные

1. Сиянье розовых снегов.

2. Кипящая младость.

— врагов;

— радость.

2

Олицетворение— перенесение признаков и свойств живого на неживое.

1. Уж небо осенью дышало;

2. И вот уже трещат морозы.

— сверкало;

— слёзы.

3

Метафора— переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета другому по сходству или по контрасту.

1. Блистает речка льдом одета.

2. Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей.

— карета;

— монета.

Учитель оценивает работу класса и отдельных учащихся. Прощается с учащимися: «Спасибо за урок. До свидания».

Результат: учащиеся владеют навыками литературного анализа.

Занятие 4

Тема: «Каждый из нас в душе поэт» (составление стихотворных текстов).

Цель: создание условий для формирования навыка сложения стихотворного текста.

Задачи:

обучающая: поэтапное формирование знаний учащихся о художественно-выразительных средствах в процессе написания стихотворческих работ;

развивающая: развитие у учащихся творческого мышления путём стимулирования их стихотворной деятельности;

воспитательная: воспитание у учащихся художественно ‑ эстетического вкуса процессе анализа собственных стихотворных текстов.

Вид урока: комбинированный.

Тип урока: обобщение полученных знаний.

Принципы: доступности, наглядности, системности, связь теории с практикой

Оборудование: художественный текст романа «Евгений Онегин», доска, дидактический материал, иллюстрации.

Ход занятия:

Учитель приветствует учащихся, объявляет тему урока, его цель и ход: «Сегодня на уроке мы с вами выполним творческую контрольную работу по написанию стихов».

Объясняет выполнение задания: «Нужно создать собственное лирическое отступление, основываясь на пушкинском, дописав, придумав продолжение строк, предложенных на доске. Необходимое условие выполнения работы: закрыть роман и тетрадь, можно воспользоваться только таблицей «Художественно-выразительные средства лирических отступлений».

Например: предложите свой вариант лирического отступления, продолжив стих Пушкина «И вот сама идет волшебница зима .». Читает один из вариантов учащихся:

«И вот сама

Идёт волшебница зима.

Пришла, дороги замела,

Деревьям шубы привезла.

Такая умница она!

На доске расположены строки, которые надо продолжить:

— Чем меньше женщину мы любим,

тем легче нравимся мы ей;

— Как грустно мне твоё явленье.

Весна, весна! Пора любви!

— Мы все учились понемногу…

— Кто жил и мыслил, тот не может

В душе не презирать людей…

— Встаёт заря во мгле холодной,

На нивах шум работ умолк…

Работа выполняется письменно на листочках. Кто выполнит работу первым, его работа анализируется в классе, а остальные сдают учителю. Работы учащихся сравниваются с текстом Пушкина, и делается вывод, насколько выразительно написал Пушкин, и насколько удачно учащиеся подобрали художественно-выразительные средства для написания стихотворения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно

Сценарий урока по технологии сервировки стола
Урок № 1-2 Раздел программы: Культура дома Тема: Горячие напитки. Чай. Сервировка стола к чаю. Класс: 5 класс Время работы: 90 минут Цели урока: Образовательная: познакомить учащихся с различными видами, сортами чая. Значением чая для здоровья человека, научить приготовлению напитка из чая и сервир ...

Речь и развитие речевых процессов
Речь – основная форма общения, опосредованная языком. Основными функциями речи являются следующие: 1) Речь – самое совершенное, емкое, точное и быстрое средство общения людей. В этом заключается ее коммуникативная (межличностная) функция; 2) внутрииндивидуальная функция речи состоит в том, что речь ...

Теоретические основы организации детских праздников
Термин "праздник" (от греческого слова "Еориз") часто употребляется для характеристики эмоциональных состояний (праздник чувств, эмоций, души, сердца). С праздником ассоциируется чувство приятного, радостного. Детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru