«Чьи следы?»
«Чей дом?»
Словообразование сложных прилагательных.
«Придумай про зверей красивые слова»
У снегиря красная грудка- значит он красногрудый;
У зайца длинные уши- значит он длинноухий;
У сороки длинный хвост- значит она длиннохвостая;
У жирафа длинная шея- значит он длинношеий.
Игры на знакомство дошкольников с переносным значением прилагательных.
Про, что можно сказать?:
Густой- лес, волосы (густые) зубцы у расчески, густая (каша)
Редкий- лес, волосы( редкие), зверь;
Свежий- хлеб, рубашка, газета ( свежая), запах;
Мелкий- ручеек, тарелка (мелкая) и т.д.
Игра на формирование образного сравнения прилагательных
Лото «кто какой?»
Детям предлагаются карточки с изображением животных
Злой как- волк;
Сильный как- слон, медведь.
Хитрый как- лиса.
Смелый- как лев. и т.д.
Таким образом, изучение литературы по данному вопросу показало, что для развития активного словаря прилагательных можно использовать дидактические словесные игры и упражнения. Однако их использование необходимо осуществлять в теснейшей связи с развитием познавательной деятельности.
Анализ имеющейся литературы по теме исследования показал, что словарь у детей с ОНР характеризуется маленьким объемом, значительным преобладанием пассивного словаря над активным, неточным употреблением слов, распространенностью вербальных парафазий. Однако особенности атрибутивного словаря у дошкольников с ОНР недостаточно исследованы, что и определяет актуальность данного исследования.
С целью выявления особенностей атрибутивного словаря была определена методика исследования, включающая изучение объема активного и пассивного словаря, антонимии и синонимии, группировки слов-прилагательных.
Исследование показало, что у дошкольников с ОНР недостаточнаясформированность атрибутивного словаря проявляется в ограниченности объема активного и пассивного словаря, в трудностях группировки прилагательных на основе семантических признаков, в нарушении синонимических и антонимических отношений, при этом более страдают отношения синонимии. Дети не могут подобрать слова, близкие по значению и часто отказываются от выполнения задания.
Одной из выраженных особенностей речи детей с общим недоразвитием речи является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме пассивного и активного атрибутивного словаря. Объем пассивного словаря близок к норме, однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.
Характерной особенностью словаря детей является также неточность употребления слов, которая выражается в вербальных парафазиях (словесных заменах). Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенных признаков, не дифференцируют качества предметов.
Таким образом, гипотеза о том, что у старших дошкольников с общим недоразвитием речи отмечается недостаточная сформированность атрибутивного словаря, проявляющаяся в качественных и количественных особенностей отдельных параметров (объема, уровня сформированности синонимии и антонимии, группировки прилагательных) подтвердилась.
Таким образом, изучение литературы по данному вопросу показало, что дети с ОНР в сравнении с нормой гораздо больше нуждаются в систематических занятиях.
Логопедическая работа по формированию лексики проводится по следующим направлениям:
расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности;
уточнение значений слов;
формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов;
организация семантических полей, лексической системы.
активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.
На основании выделенных направлений логопедической работы предлагаетсяметодика по формированию атрибутивного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Это интересно
Особенности интересов детей – воспитанников детского дома в сфере
проведения досуга в каникулярное время
Исследование проводилось на базе Моу «Детский дом №2 г. Петрозаводска в октябре – ноябре 2009 г. В нём приняли участие 15 человек детей младшего школьного возраста – воспитанников детского дома; 4 педагога, работающих в детском доме. На первом этапе опытно – экспериментальной работы также приняли у ...
Организация логопедической работы в коррекционной группе детского сада
Система коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии складывалась в России постепенно. Систематическая разносторонняя помощь детям с различными видами речевой патологии стала развиваться лишь с 20-х гг. ХХ века. За период 20-50-х гг. был принят ряд нормативно-правовых актов, способствующих ...
История изучения проблемы эмоциональной сферы
История изучения эмоций в российской психологии пережила периоды взлёта и падения – большого интереса и фундаментальных трудов в конце 19 - начале 20 века и почти полного забвения проблемы внутреннего мира человека, игнорирования роли эмоциональных процессов. Ещё в 19 веке психиатр И. А. Сикорский ...