pedagogyreview
Разное по педагогике » Психологические особенности адаптации младших школьников. Сравнительный анализ сельской и городской школ » Эмпирическое исследование психологических особенностей школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте

Эмпирическое исследование психологических особенностей школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте

Страница 5

Выявленные дети с адекватной самооценкой, что является показателем достаточной критичности к себе, стремления к самосовершенствованию, об этом свидетельствуют уровень притязаний (выше среднего).

В результате анализа показателей низкой самооценки, выявляются некоторые из этих детей, относятся к статусной категории отвергаемых.

Для исследования мотивационной готовности к школьному обучению использовался модифицированный вариант беседы, состоящий из вопросов, подразделяющихся на ²школьные² и ²дошкольные².

В результате у 13 учащихся из 15 в экспериментальной группе выявлено:

наличие школьно-учебных ориентаций в ситуации необязательного посещения школы (чувство необходимости учения);

ориентация на новое собственно школьное содержание занятий;

ориентация на новые собственно школьные нормы организации деятельности и поведения;

признание авторитета учителя (несогласие на замену его родителями).

У 2 детей проявляется дошкольная позиция, о чем свидетельствуют ответы, содержащие:

предпочтения классным занятиям домашние;

предпочтения поощрений (сладости, подарки, …), традиционному для учебных заведений способу оценки его школьных достижений;

не признание авторитета учителя.

Таким образом, у большинства учащихся данной группы достаточно высокий уровень сформированности социальной позиции школьника, который сопряжен с ориентацией на моменты школьно-учебной действительности.

В контрольной группе прослеживается аналогичная тенденция у большинства:

сформирована высокая мотивация к школьному обучению (положительное отношение к поступлению в школу и пребывание в ней);

проявление интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий (предпочтения уроков грамоты и счета занятиям ²дошкольного² типа, рисование, пение…);

отказывание от характерных для дошкольного детства ориентации в плане организации деятельности и поведения;

признание авторитета учителя.

У четырех детей отмечается ²дошкольная позиция², о чем свидетельствуют преобладание ответов нешкольного содержания.

Сравнивая результаты двух групп, можно предположить, что у большинства детей к середине первого года обучения сформировался достаточно высокий уровень школьной мотивации. Но и в первой, и во второй группе выявляются дети с ²дошкольной² позицией.

Рисунок ребенка может рассматриваться как своеобразное интервью, данное испытуемым при помощи изобразительных средств. Отличием этого интервью служит его проективный характер, заключающийся в том, что в рисунке проявляются такие эмоциональные переживания детей, которые ими полностью не осознаются.

В нашем исследовании были использованы рисуночные методики: ²Что мне нравится в школе², ²Я в школе².

На основе проведенного анализа результатов детских рисунков в школе города Воронежа были выявлены следующие результаты:

наличие рисунков, с изображением учеников, парт, школы, учителя с указкой, доски с написанными заданиями, что является показателем положительного отношения к школе;

свидетельством направленности на внешнюю сторону школьной жизни, но в положительном отношении к школе являются рисунки с изображением: спортивных залов, гимнастического зала, цветы в классе, класса танцев, школьное задание, это может свидетельствовать и преобладании игровых ситуаций.

На некоторых рисунках детей обозначается интенсивная штриховка, что может быть показателем тревоги по отношению к школе. У трех детей на рисунках преобладает черный цвет, прослеживаются рисунки крестов, что может свидетельствовать о некоторой агрессивности, негативизме, связанные со школьным обучением.

В результате анализа рисунков в сельской школе, были выявлены тематические изображения, коррелирующие с рисунками городских первоклассников:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно

Картина исторического времени эпохи А.С. Макаренко
Отечественная педагогическая наука на современном этапе развития характеризуется углубленным самопознанием, напряженной рефлексией своих культурных корней, социальных детерминант, внутренних механизмов самополагания и саморазвития, целей, ценностей и норм собственной когнитивной активности в контек ...

Распределенный учебный процесс
Единственный способ решить проблему ограниченности компьютерных ресурсов в школе – полноценно включить в учебный процесс домашние компьютеры учеников, то есть, построить распределенный учебный процесс. Для этого и необходимы электронные средства обучения нового поколения. О технологии «Перспективно ...

Музыкальное искусство в современном социокультурном образовательном процессе
Образовательная область «Искусство» с первых лет становления общеобразовательной школы занимала достойное место в ряду других образовательных областей. «Предметы эстетические: лепка, рисование, пение и музыка отнюдь не являются чем-то второстепенным, какой-то роскошью жизни. Пение и ритмика должны ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru